Ирина Козак
Своими планами по реализации авиационных проектов в Ульяновском регионе сегодня делится заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров.
Международный авиатранспортный форум
Формируя кластер, изучая мировой классический опыт ведущих держав в авиастроении, таких, как Франция, Германия, Канада, Бельгия, Чехия, мы пришли к пониманию, что из 10 основных элементов классического кластера не хватает, как минимум, двух. Это производство региональных самолетов вместимостью до 50 мест и деловая площадка для обсуждения вопросов авиации. Мы проанализировали «Фарнборо», «Ле-Бурже», мероприятия, которые проводятся в Москве, Дубае, Китае, Геленджике. Это большие огромные форумы, где представлено все – начиная от самолетов малой авиации, заканчивая аэрокосмическими технологиями и военной техникой. И пришли к пониманию, что в рамках таких огромных форумов очень сложно обсудить конкретные узкие темы, волнующие нас. Конечно, разброс тем был намного шире, чем сейчас. Для этого потребовалось несколько совещаний на федеральном уровне, чтобы выбрать главное, привлечь качественных компетентных экспертов. Сегодня понимаем, что на форум мы выносим темы, которые напрямую касаются Ульяновской области -транспортное авиастроение и воздушные перевозки. Полноправные партнеры В Российской Федерации официально признан национальным центром авиастроения крупнейший в мире центр авиационной науки в Жуковском. Поэтому когда мы впервые заявили, что Ульяновск может и должен стать авиационной столицей, услышали достаточно много скептических мнений. Однако нам удалось доказать, что мы готовы стать полноправными партнерами. На сегодняшний день Ульяновск признан основной производственной площадкой ОАК по гражданскому авиастроению, центром транспортного авиастроения РФ. Научный центр в Жуковском – фундаментальный научный поиск, прикладные исследования, конструкторские разработки, испытания летательных аппаратов.
Производство транспортных самолетов
В настоящее время на ЗАО «Авиастар-СП» реализуется проект производства новой модификации самолета семейства Ту-204 – Ту-204 СМ. Лайнер оснащен двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей мирового уровня. Надежность двигателя в 1,5-2 раза превосходит прототип ПС-90А. Этот самолет может находиться в воздухе без дозаправки около девяти часов. Дальность полета Ту-204 СМ около 4 тыс. км, в 2-классной компоновке 174 кресла. Самолет оснащен новым навигационным, радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять самолётом экипажу не из трёх, как было раньше, а из двух человек. 29 декабря 2010 года состоялся первый полет нового авиалайнера Ту-204 СМ. Программа испытаний, заданная для первого полета, была успешно выполнена. В дополнении ко всему на ЗАО «Авиастар – СП» идёт подготовка к реализации таких проектов, как конвертация пассажирских самолётов Airbus А320 в грузовые. Первый самолёт должен пройти конвертацию в Дрездене не позднее 2012 года, а на 2013 год намечен запуск серийного производства в Ульяновске. На площадях предприятия совместно с ЗАО «Аэрокомпозит» создается завод по производству крыла из композиционных материалов для перспективных гражданских воздушных судов, прежде всего, магистрального самолёта МС-21 и Sukhoi Superjet-100; база для производства комплектующих изделий к самолёту МС-21. Полным ходом ведётся работа по реализации инвестиционного проекта по подготовке производства изделия «476». В конце 2011 года предприятие планирует передать на сертификационные испытания 1 лётный и 1 ресурсный образец машины, будущего транспортного самолёта Ил-476, на который уже существуют заказы со стороны Министерства обороны РФ. На территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» успешно работает созданное в 1997 году предприятие «Спектр-Авиа», специализирующееся по окраске самолетов любых типов: от истребителей и самолетов малой авиации до таких гигантов, как Ан-124 «Руслан», Boeing 747. Услугами компании пользуется специальный летный отряд Президента РФ. В собственности предприятия самый большой окрасочный корпус в Европе, высокое качество предоставляемых услуг, передовые технологии. Минпромторгу РФ от лица Правительства Ульяновской области было предложено рассмотреть возможность централизованного оказания окрасочных работ на самолетах, производимых в РФ и СНГ. Потенциал компании огромен. В начале своей деятельности предприятие производило окраску 3-4 самолетов в год. Сегодня – 60, и заказы расписаны на 3-4 месяца вперед. Это предприятие – гордость области. Наша инициатива Правительством РФ поддерживается. Думаю, что в ближайшем времени «Спектр-Авиа» приобретет статус Международного окрасочного центра. По стратегии развития ОАК в 2020 году на ЗАО «Авиастар-СП» должны работать порядка 22 тысяч человек, поэтому необходимо повышать престиж технических специальностей. С целью сохранения человеческого потенциала, вовлечения молодежи в авиационную отрасль создана комплексная программа, включающая в себя как меры материального, так и морального стимулирования. Мы уже начали выплачивать Губернаторские стипендии, гранты на поддержку молодых ученых. Проводим «Дни открытых дверей» на предприятиях, установили лучшим выпускникам, поступившим в вузы области и набравшим по результатам ЕГЭ более 225 баллов, Губернаторскую стипендию в размере 3 тыс. рублей. В ближайшее время планируем начать оказывать помощь молодым инженерам, в том числе авиастроителям, помощь при покупке квартир. Кроме того, мы внедряем уникальный проект непрерывного образования «Симбирские крылья». Это сквозная система профориентации – от дошкольного образовательного учреждения до вуза (создан ресурсный центр на базе технического колледжа). «Прорывное» развитие»
Наверное, впервые в истории Ульяновская область стоит на пороге «прорывного» развития. В портфеле инвесторов находятся два очень важных проекта. Руководство чешской компании-производителя самолетов Evektor и Правительство Ульяновской области уже подписали соглашение о намерениях по созданию в Ульяновске производства турбовинтового воздушного судна EV-55 для использования в региональных пассажирских авиаперевозках. Стоимость проекта оценивается в 107 млн евро. Второй – 20-местный пассажирский самолет DHC-6 Twin Otter Series 400 из канадских комплектующих. ГК «Витязь» намерена начать сборку в Ульяновске с начала 2012 года. Общий объем инвестиций в этот проект с учетом создания центра летно-технической подготовки персонала должен составить около 17 млн долларов. Предполагается выпускать по 24 машины в год. Мы работаем с проектами, подтвержденными федеральным финансированием и Государственной программой вооружения. Этот факт вселяет оптимизм. По программе вооружения до 2020 года запланировано производство порядка 160 воздушных судов. Федеральный бюджет это одновременно и риски и гарантии. Если экономика страны будет стабильна, все проекты воплотятся в жизнь. Все политические решения приняты, документы подписаны.