Автолюбителей России развели по-крупному, но большинство самих автолюбителей об этом еще не догадываются.
Этой темы мы уже слегка касались, когда речь вели о введении в стране акциза на бензин и дизельное топливо. На этапе подготовки данного новшества власти, среди которых был в первую очередь Минфин РФ, говорили, что одновременно будет отменен транспортный налог (уплачиваемый всеми автовладельцами) и недобор компенсируется акцизом. Собранные средства пойдут, дескать, на содержание дорог. И будет восстановлена справедливость – те, кто много ездит, будут за счет акциза и больше платить, а те, кто пользуется своей машиной лишь от случая к случаю, и платить будут соответственно меньше.
Усыпив таким образом бдительность автосообщества, тихо приняли изменения в Налоговый кодекс, установив акциз по рублю на литр топлива ежегодно в течение трех лет и… не отменив транспортный налог. С ним поступили хитро. Федеральную ставку, как бы идя навстречу автовладельцам, снизили в два раза. Например, для машин с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил налог стал 2,5 рубля на одну л.с. вместо 5 рублей. И так далее. Но регионам дали право как снижать ставку налога до нуля, так и повышать ее до десяти раз.
Транспортный налог будет целиком поступать в бюджеты субъектов федерации, поэтому мало кто сомневается, что региональные власти налог уж точно не понизят, а вот повысить – это да. Причем скорее по максимуму, как это уже сделали депутаты Кировской области, установив ставку для автомобилей мощностью до 100 л.с. в размере 30 рублей за одну л.с. (вместо федеральных, напомню, 2,5 рубля за лошадиную силу). Бензин же и дизтопливо из-за акцизов уже вовсю дорожают. И владельцы машин обдираются теперь с двух направлений и со стороны транспортного налога, и со стороны акциза на автомобильное топливо, теряя в год намного больше, чем было до того. Особенно ощутимым этот удар будет для владельцев грузовиков, большинство которых находится сегодня в частной собственности и эксплуатируется по договорам с компаниями.
Но автовладельцы – как физические лица, так и юридические – всю «прелесть» засады пока еще не прочувствовали. Осознание придет будущей осенью – вместе с квитанциями на оплату транспортного налога. Во что это все выльется, предсказать сейчас вряд ли кто возьмется. В России зарегистрировано сегодня больше 30 миллионов автомобилей, у нас в области – свыше 300 тысяч. Вообще это огромная сила, ведь нововведение ударит вместе с семьями по стране по массе в 70-80 миллионов россиян. И эта масса вполне может оказаться страшным сюрпризом для утвердившей новую систему налогообложения и акцизы партии «Единая Россия» на выборах в Госдуму 2011 года. Автомобилисты – народ, когда его как следует достанут, весьма организованный, что они в прошлом не раз доказывали. Например, протестами против запрета праворульных иномарок – властям пришлось-таки в конце концов отступить…
Автор: Юрий Кашинский