Узнав о назначении губернатором Ульяновской области Людмилы Хижняк на должность своего уполномоченного по правам ребенка, правозащитники объявили ей бойкот. Новый губернаторский омбудсман долгое время возглавляла региональную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, и, по мнению правозащитников, эффект от ее работы на должности детского омбудсмана будет минимальным.
Примечательно, что правозащитники предъявляют претензии не к личности омбудсмана, а к мягкости ее характера. Вот как описал «Российской газете» Людмилу Хижняк руководитель ульяновской правозащитной организации «Правовой фонд» Игорь Корнилов: «прекрасный человек, хороший исполнитель. Она мягкая, сентиментальная, может найти общий язык с ребенком. Но в кресле уполномоченного должен быть боец, человек, который бы отстаивал интересы детей перед всеми структурами, не боялся бы ругаться с губернатором, работал бы не по заявительной системе, как в комиссии по делам несовершеннолетних, а предотвращал нарушения».
Этот инцидент очередной раз высветил одну важную проблему, которая существует в России – независимость омбудсмана. Омбудсман при губернаторе или омбудсман при президенте — аппаратные чиновники, которые по долгу службы всегда будут сверять свое мнение с мнением вышестоящего начальника. В данном случае не важно, кто будет на месте Хижняк. Ее правовой статус не будет позволять ей нарушать аппаратный этикет. Государственный служащий, каковым является омбудсман при губернаторе, в случае нарушения аппаратных правил на следующий день окажется уволенным. А статья для этого найдется быстро, вплоть до упразднения занимаемой им должности.
Ульяновским правозащитникам было бы целесообразно продвигать идею о создании в области независимого института уполномоченного по правам ребенка, который будет выполнять свои обязанности без оглядки на «хозяина».
К сожалению, уполномоченные по правам ребенка в регионах находятся в очень незавидном положении. Все от них что-то хотят. Все норовят навязывать им свои взгляды, а то и командовать. Удивительно, что те, кто хотят этого, в реальности плохо представляют, в чем заключается роль омбудсмана: уполномоченным приписывают функции правоохранительных органов, прокуратуры, а то и судьи.
В действительности институт уполномоченного по правам человека — разновидность давно известного в демократических странах механизма регулирования взамиоотношений в обществе, получившего название «омбудсман» — представитель интересов. В этих странах омбудсман не выполняет функцию непримеримого критика власти или всевластного прокурора, а является посредником между обществом и властью. Омбудсман это искусный переговорщик, который способен аргументированно донести свое мнение как до властей, так и до общества, и при этом не боится быть уволенным с работы или бойкотированным со стороны общества. Для этого у него должны быть четко прописанные в законе гарантии, включая социальное обеспечение в случае ухода с работы.
У российских омбудсманов, к сожалению, нет никаких гарантий. Поэтому неудивительно, что они стремятся мирно сосуществовать с властью, пытаются действовать в заданном ею формате. Но наиболее мудрые из них все-таки умеют в таких условиях выполнять свою миссию – учитывая отсутствие у них реальной власти, они стремятся говорить о существующих проблемах, препятствующих реализации прав человека, во всеуслышание, используя для этой цели главное оружие демократии – свободные средства массовой информации, в том числе и журнал «Европейский омбудсман».
Филолог
Ау, редактор, проснись! "Правозащитники предъявляют претензии не к личности омбудсмана, а к мягкости ее характера" А разве главная черта личности не характер?