С минувшего воскресенья, согласно закону, принятому областным Законодательным Собранием, в выходные дни в Ульяновске и области запрещается продажа алкогольных напитков крепостью выше 15 градусов. Чем вызвано введение подобной меры? Не отразится ли это на выручке предпринимателей, а значит – на отчислениях в региональный и городской бюджеты? Об этом рассуждает председатель Комитета по развитию предпринимательства, потребительского рынка и защите прав потребителей мэрии Ульяновска Ольга Харитонова.

– Напомню, что еще раньше в Ульяновске принят комплекс мер, направленных на противодействие алкоголизации населения. Так, запрещена продажа крепкого алкоголя после 20.00. Введен запрет на продажу алкогольных напитков днем 25 мая, когда в школах проходит «последний звонок», 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября в связи с мероприятиями, посвященными семье и детям. Теперь в Ульяновске в год будет более 100 вот таких «сухих» дней. Такого пока еще не было и нет ни в одном регионе России. Мы – первые.

Введение названных ограничений связано с тем, что в Ульяновской области и самом Ульяновске растет потребление алкоголя и приближается к критической точке – более 6 литров на человека в год. Еще более страшно то, что у нас очень много смертей, связанных с алкоголизмом. Так, в прошлом году на территории области было зарегистрировано 1044 случая отравления алкогольной продукцией, из них – 667 в Ульяновске, в том числе 368 с летальным исходом, в городе -151 смерть от отравления алкоголем. У нас немало преступлений, которые совершаются именно на почве алкогольного опьянения, сотни разрушенных и деградировавших семей.

Поэтому я считаю, что ограничение продажи крепких спиртных напитков – вынужденная, очень своевременная и справедливая мера. Причем, как показала практика, при ограничении продажи алкоголя после 20.00 практически на 20 процентов снизилась преступления, которые совершались на почве алкоголизма. Кроме того, практически уже перестали составляться административные протоколы за появление в общественных местах в нетрезвом состоянии. Эта статистика показывает, что меры, принятые руководством области и города, правильные. Значит, надо продолжать развивать эту политику.

Нельзя забывать и о том, что в рамках объявленной программы «Ульяновск -культурная столица СНГ» сейчас очень остро стоит вопрос о развитии туризма. Для того чтобы люди к нам приезжали, мы должны показать благоустроенные и ухоженные парки и скверы, достойные отели, магазины, рестораны и кафе. И, безусловно, люди должны быть уверены в своей безопасности.

К сожалению, сегодня есть некоторые «подводные камни» и противники названных мер. Но это в основном люди, которые привыкли все праздники встречать с изрядной долей алкоголя, да и занимать весь свой досуг только алкоголем. А ведь алкоголю есть альтернатива! Это здоровый и культурный образ жизни, занятия спортом, искусством, какими-то другими интересными увлечениями и делами!

Кое-кто говорит, что ограничение продажи крепких алкогольных напитков ударит по карману предпринимателей, а значит, уменьшит отчисления в бюджеты всех уровней. Во-первых, здоровье людей, особенно будущих поколений, дороже любых денег. Во-вторых, я очень долго работала в бизнесе, в продовольственных магазинах. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что первое время действительно потери будут. Однако опытные управленцы, менеджеры должны были уже давно продумать мероприятия, которые приведут к снижению издержек. Надо продумать, чем можно заполнить освободившуюся нишу, предложить какие-то новые формы торговли и новые формы обслуживания, более достойный ассортимент.

Сейчас появилась масса передвижного оборудования на колесах, которые называются рол-барами. Они очень мобильны, и в них можно продавать абсолютно любые безалкогольные напитки. Пожалуйста, продавайте всевозможные коктейли, соки, минеральную воду и так далее. К сожалению, ульяновские предприниматели пока предпочитают продавать только квас.

Однако есть уже и первая ласточка. Один из предпринимателей вышел с предложением и устанавливает бар по продаже различных безалкогольных напитков в парке «Нескучный сквер», известный больше как Карамзинский. Есть уже такие ребята, которые в этом году покажут, что можно еще что-то делать, кроме продажи алкогольных напитков. Это молодые юноши и девушки, им лет по двадцать-двадцать пять, они умеют работать барменами и красиво обслуживать посетителей. Вот, если бы этой инициативой у нас заразились многие предприниматели, то ульяновцы могли бы проводить свой досуг красиво, весело и с пользой для здоровья.

Записал Александр Дмитриев