Любой из нас, кто хоть раз проводил в своей квартире ремонт, прекрасно знает, что процесс этот далеко не всегда напоминает приятное времяпрепровождение – особенно на начальной стадии. Если же речь заходит о капитальном ремонте, то это впечатление усиливается вдвойне: оборванные обои, краска, куски линолеума и т.п.
Нужно ли говорить о том, что когда мы переходим на уровень города, то сталкиваемся ровно с тем же? Например, сейчас в Ульяновске осуществляется капремонт Московского шоссе: до конца июня городское руководство планирует завершить на этой улице замену бордюрного камня и восстановить дорожное покрытие. Понятно, что из-за этого ульяновцам придется некоторое время «полюбоваться» и вывороченными бордюрами, и сваленными на землю пешеходными ограждениями; кое-где, вероятно, водителям необходимо будет снижать скорость и стоять в пробках. Временные неудобства здесь неизбежны и естественны.
Другое дело, что можно задаваться вопросами качества и необходимости того или иного вида работ. Иными словами, «стоит ли игра свеч» и есть ли действительная потребность во всех этих работах? Сомневаться в том, что дорожное покрытие того же Московского шоссе (как и многих других улиц Ульяновска, на которых сейчас ведется ремонт) нуждается в реконструкции, кажется, не приходится. А вот бордюрный камень? Так ли уж необходима его замена?
Основные аргументы тех, кто выступает противником «черно-красного» и ратует за старый «желто-белый» вариант бортового камня, таковы: новые бордюры «плохие», а старые – «хорошие» (часто при этом первые называются «песчаными», «цементными» и даже «пенопластовыми»; в отношении вторых нередко звучит надежное определение: «гранитные»). Далее: как можно заниматься бордюрами, если сами дороги никудышные? И, наконец, цвет бордюров неудачный, поскольку его плохо видно по ночам.
Что касается первого вопроса, то не нужно быть специалистом-дорожником, чтобы констатировать следующее: бордюрный камень в Ульяновске почти повсюду не обновлялся несколько десятилетий и представлял собой утопленные в землю, выщербленные продолговатые конструкции, которые не очень часто красились в бело-желтые тона, выцветавшие через некоторое время. При этом старые бордюры не соответствовали ГОСТу, согласно которому -цитируем – «высота борта на линейных участках улицы должна быть не менее 15 см; в пониженных местах сбора воды при больших расходах высота борта может быть увеличена до 45 см».
Из этого следует, что старый бордюр просто не выполнял своего основного функционального предназначения, связанного с укреплением отдельных видов дорожных покрытий (например, тротуарной плитки) и газонов, примыкающих к дороге.
Новые бордюры являются бетонными и соответствуют всем требованиям ГОСТ. Они проходят двойную проверку качества как при изготовлении, так и при окончательной установке. Повреждения, которые были нанесены некоторым бордюрам этой зимой снегоуборочной техникой, связаны не с их плохим качеством, а с неустоявшейся технологией уборки («привыканием» к новому бортовому камню наших коммунальщиков).
Стоит отметить, что Глава Ульяновска Александр Пинков, затрагивая эту тему в своем Интернет-блоге, пишет следующее: «В соответствии с Федеральным законом, отдельные бортовые камни автодороги подлежат замене, если их открытая поверхность имеет разрушения более чем на 20 процентов площади или на поверхности имеются сколы глубиной более трех сантиметров. А демонтированные в ходе ремонта дорог бордюры подлежат утилизации».
Во втором вопросе – про бордюры и «никудышные» дороги – отсутствует элементарная логика. Это примерно то же, что утверждать: как можно заниматься больными руками, если ноги не в порядке? Восстанавливать необходимо и то, и другое, поскольку только в комплексе можно решить «вечные» дорожные проблемы.
Наконец, про цвет бортового камня: какого-либо четкого стандарта в отношении этого параметра нет. В свое время вопросы «эстетичности» выбранного цвета (вместе с другими дорожными темами) рассматривались на заседании городского штаба по архитектурному облику с участием администрации города и руководства Ульяновской области. Сравнивать его с бело-желтым предыдущим вариантом нет смысла: на вкус и цвет, как известно, товарища нет.
Вопрос о безопасности (бордюра не видно ночью), вероятно, также имеет свое разрешение: он нуждается во всестороннем обсуждении с участием специалистов ГИБДД и общественности.
Сергей Иванов