Михаил Белый
Эксперты предупреждают, что к 2020 году гуманитарные специальности могут практически исчезнуть.
В этом году число бюджетных мест на гуманитарные специальности в российских вузах, в том числе и в ведущих, сократится примерно на 15%. Таковы данные исследования Всероссийского фонда образования.
По оценкам фонда, в последние годы число гуманитариев снижалось на 7-9%, однако после заявлений президента Дмитрия Медведева о том, что стране в первую очередь нужны инженеры, гуманитарные специальности окончательно оказались в опале.
Преподаватели и авторитетные ученые называют происходящее “уничтожением гуманитарного образования”, полагая, что это приведет к полному бескультурью, дефициту кадров и массовой неграмотности населения.
Глава комитета по образованию Госдумы России Григорий Балыхин сказал Русской службе Би-би-си, что беспокойство не имеет под собой оснований, ведь “общее количество бюджетных мест не сокращается”.
“Двух слов не свяжем”
“Если три года назад в нашем вузе было 166 бюджетных мест на гуманитарных специальностях, то в этом – 80. Цифры говорят сами за себя”, – заявила Русской службе Би-би-си проректор по учебной работе Магнитогорского государственного университета Ирина Овчинникова.
“Владимир Путин говорит о том, что национальный язык должен приобретать значимость, люди должны грамотно говорить, но ведь сокращая места на гуманитарных специальностях, мы добьемся обратного. Ведь учить-то русскому языку просто будет некому. Так мы и придем к тому, что будем уметь считать, но при этом не сможем двух слов связать”, – пояснила Овчинникова.
Ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов называет “сокращение гуманитарных специальностей в пользу технических” ошибочной стратегией.
По его словам, “нельзя принимать сиюминутных решений”. “Надо поддерживать и сохранять гуманитарные специальности, гуманитариев, без которых оскудеет нравственный и интеллектуальный потенциал страны”, – отметил ректор.
“Даже выпускники вузов, исследователи не умеют формулировать свои мысли. Это связано и с ухудшением качества преподавания национального языка и маргинализацией гуманитарных специальностей”, – считает профессор кафедры русской и зарубежной литературы Самарского госуниверситета Ирина Саморукова.
“К 2020 году мест не останется”
Ситуация с гуманитариями “похожа на очередную кампанейщину”, сказал Би-би-си президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, “Одно время у нас было повальное желание сделать всех юристами и экономистами. Это было понятно, потому что вся промышленность рухнула, и инженеру просто негде было работать”, – заявил bbcrussian.com Комков. Сегодня, говорит эксперт, государство, заявляющее о необходимости массово готовить технарей, “выдает желаемое за действительное”.
“Самый главный регулятор здесь – повышение спроса на рынке труда. Как только в стране появится работоспособное производство и станет выгодным становиться инженером, тогда все бросятся на инженерные специальности. Сама жизнь подтолкнет именно к этому”, – отметил Комков.
По его словам, сокращения бюджетных мест для гуманитариев в вузах идут по “негласному указанию министерства образования”.И если тенденция продолжится, то к 2020 году гуманитарии могут исчезнуть вообще, считает он.
Президент Ульяновского государственного университета профессор Юрий Полянсков подтвердил, что официального документа, регламентирующего сокращение бюджетных мест на гуманитарные специальности, действительно не существует.
Министерство образования, по словам проректора Международной академии бизнеса Сергея Разумова, регулирует соотношение специальностей при помощи общей сетки планирования на год, в которой распределяются места между укрупненными группами специальностей, “исходя из имеющихся на сегодняшний день приоритетов”.
В Советском Союзе почти половина всех выпускников вузов приходилась на инженерные специальности, доля которых от общего их числа в СССР превышала аналогичные показатели ФРГ и Франции более чем в 15 раз, и была в четыре раза выше по сравнению с США. В 90-е годы в России популярностью начали пользоваться гуманитарные специальности.
Филологи “машины не моют”
В этом году филфак Самарского госуниверситета набирает всего одну группу.
По словам Ирины Саморуковой – профессора кафедры русской и зарубежной литературы этого вуза – при таком подходе есть риск потерять сильные кадры, которые потом будет “крайне сложно, а то и невозможно восстановить”, ведь “хорошего филолога выращивают в университете, по меньшей мере, 15 лет”.
Она говорит, что “филфаки никогда не разгоняли в истории отечественных университетов”, а проблема с трудоустройством филологов не более, чем миф: “Среди наших выпускников безработных нет. Все работают по специальности, машины никто не моет”.
Доктор филологических наук Наталья Бурвикова заявила bbcrussian.com, что филологи – это не только учителя русского языка и литературы, но журналисты, редакторы, и лингвисты-эксперты в судебных делах.
“Разрушать филологическое образование – это самоубийство. В кого мы тогда превратимся? Наверное, в компьютерную приставку”, – сказала профессор.
Председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологий и управления имени Разумовского Валентина Иванова заявила Русской службе Би-би-си, что “проблема во многом преувеличена”.
“На мой взгляд, речь идет не о таком большом сокращении, как это некоторые представляют. Непрофильные вузы пусть готовят технических специалистов. Им нечего выступать и жаловаться”, – сказала Иванова.
Нора
да, давайте строгать инженеров!!
дед
а без рабочих специальностей . надеетесь на Равшанов. есть опыт посмотрите на дороги.
к.т.н.
Да ни черта не преувеличена эта проблема. Развал страны идет в первую очередь через образование.
-Школы развалены через гребаную оптимизацию и сокращение педвузов. Школы в селе практически нет.
-ПТУ все почти загнулись, вон недавно на Верхней какой-то колледж, где сварщиков и иные рабочие профессии готовили, закрывают через "оптимизацию". В педколледжах даже убрали такие специальности как Информатика и Иностранные языки.
– вузы также имеют и в хвост и в гриву – уже лет 15 нормального житья нет – каждый божий год реформы.
Финансирования все годы полноценного не было (было около 40% потребностей), государством поощерялось самовыживаемость вузов и их кадров через открытие дополнительных специальностей. Теперь, когда система сложилась, ее можно было отрегулировать легко разными способами, в первую очередь, не вводя дурацкое ЕГЭ, которое разбалансировало систему – нормальная молодежь потекла в иные города, а не оставалась на родине. Причем, столицы стали демпинговать цены, открывая негосударственные и гос вузы с минимальными ставками на обучение (в размере 25 тыс в год в Москве! Что это за виртуальное образование?)
Кроме того, не учитывается тот факт, что большая часть людей имеет ПРИРОДНЫЕ склонности, т.е. являются гуманитариями по сути – им не даны математические способности, зато они имеют склонности к языкам, творчеству, а этих людей просто исключают из системы.
А идиотский крен в сторону массовой подготовки технарей провален изначально в связи с тем, что отечественное производсто в стране практически было уничтожено модернизаторами-реформаторами.
С таким развитием ситуации будущего у нас и наших детей нет, т.к. его нет у ТАКОГО государства. Это осознаем мы в высшей школе в полной мере.
преподаватель
Ю.В.Полянсков говорит, что нет официальных документов о сокращении бюджетных мест на гуманитарные специальности, так почему в УлГУ с каждым годом предоставляется все меньше b vtymit – просто смехотворное количество бюджетных мест на филологию и др. гуманит. специальности.
+1 к.т.н.
Замодернизировали до полного ступора. Эти люди, которые ни дня не могут без модернизаций и оптимизаций, "сами не знают докудова едут". И всю страну привезли к образовательной деградации. Образованность еще держится на старых кадрах и системе репетиторства, не будь их, давно бы все окончательно загнулось. Это ж надо так постараться против интересов собственной страны! Запад модернизаторам может рукоплескать – меньше реальной конкуренции в товарном производстве, больше ориентации на торговлю ресурсами, колониальность.
Заяц Пушистый
Массовая подготовка инженеров и прочих технарей в XXI веке (!) – это принципиально неверное решение для модернизации страны, о которой с 2008 года нам бает медведепутинское правительство. В Европе инженеров значительно меньше, чем гуманитариев, поскольку там всё производство давным-давно автоматизировано и упор идёт на изучение дисциплин, связанных с гуманитарной, т.е. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ сферой (иностранные языки, философия, социология и т.д.). Отсюда видно, что истинная модернизация проходит под знаком гуманитарных наук, а не технических. Приоритет на технарей вернёт Россию в век индустриальщины и мачо материализма (Э.Тоффлер), и с таким подходом к решению жизненно важных задач нам до светлого будущего как до Китая пешком.
Классический университете
– так называет себя УлГУ, но его создатели, выходцы их политеха, забыли, что классические университеты во все времена и во всех странах начинались с философского ф-та и включали филологический ф-т.
к.т.н.
те, кто не нужен стране
http://kadet.net.ru/group_03.html
а пошло это вот откуда
http://mon.gov.ru/press/reliz/5045/
Пассионарный клуб
"Беспокоиться не о чем", количество гуманитариев увеличилось за счет разнообразных "менеджеров", и этому должен был быть положен предел, вот он и положен. Истерику накручивают, кажется, "менеджеры". "Гуманитарные науки исчезнут вообще", – перл, достойный большого менеджера. Такого большого, что он стал путать себя с гуманитарием.
Да уж
Кузьминов как раз из модернизаторов Медведевского призыва. Вместе с Юргенсов, Малевой, Ясиным, Мау, Федотовым, Мединским и прочими. Эти ребята кроме как ломать недоломанное советское без доброй замены в интересах населения и страны ничего не умеют. Юргенс вообще замечательно сказал о глупости российского народа и анахроничности его ума – не дает возможности проводить модернизации, какие Юргенс с президентскими экспертами придумали и придумают. Вроде оптимизаций образования, переименований полиции, пересмотров пенсионной системы в сторону его ужесточения, увеличения рабочей недели до 60 часов и подобных либералистических затей. Стране оказалось мало затей со всякими монетизациями и развалом систем здравоохранения и соцобеспечения.
Мэн – к.т.н.(ссылочки)
Ничего себе…. Юристов сокращают? И работников правоохранительной сферы? А кто будет ловить жиганов? Безобразие!
Неугомонный Дед Соколов
Лет эдак полвека назад была общесоюзная (в масштабах СССР) дискуссия – "Физики или Лирики". Постановили: физик, не разбирающийся в лирике – не физик.
И кто скажет мне: "Какой "деятель" отменил в школах черчение?"
Бархударов
Гильберт о судьбе одного из своих учеников: "Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения".
Пуанкаре: "В математике нет символов для неясных мыслей". Цитаты на память, могут быть не абсолютно точными.
Это я так. По мотивам поста.
Елен(к)а
Немного не о том речь. Те гуманитарии, который сейчас готовят в том же УлГУ – это ни о чем. Так же не читают, не знают русский. С флимса выпускаются без знания иностранного. Так что полчища менеджеров всех мастей с корочками и без знаний и не нужны. Не жалко, правда. Другой вопрос, что независимо от выбранной специальности, специалист должен быть всесторонне развит. Именно поэтому на всех специальностях есть философия, история, культурология. У гуманитариев есть концепция современного естествознания. Но большинство студентов глупы и постоянно задают вопрос из серии: "Зачем мне знать, что сказал Аристотель, если я буду дома строить?"
А в советское время технари увлекались Евтушенко и сами писали песни…