В музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» расположилась экспозиция «Красота. Польза. Прочность» из Москвы, рассказывающая о творчестве архитектора эпохи модерна Федора Шехтеля (1859-1926).
Творения этого зодчего до сих пор служат украшением российской столицы, восхищая богатством фантазии, гармонией пропорций, изяществом линий, изысканностью декора.
Шехтель был мастером романтического направления в модернизме. Он положил начало «неорусскому» стилю, осуществив свой проект Ярославского вокзала в Москве (1902 год).
Среди самых знаменитых строений Федора Осиповича – Московский художественный театр, самое совершенное по тем временам театральное здание. В его проекте отразилось страстное увлечение театральным искусством самого архитектора, который занимался сценографией и дружил с Констан-
тином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко. Знаменитая чайка на эмблеме театра – придумка Шехтеля.
Восхищают особняки, выполненные по заказам богатых московских купцов. Архитектор проектировал для них не только стены, но и интерьеры, включая мебель, витражи, двери, ручки, вентиляцию, техническое оснащение. Дом Рябушинского – настоящая жемчужина среди особняков, построенных Шехтелем. Его внутреннее убранство созвучно природе. Большое впечатление производит устремленная вверх центральная сказочно красивая лестница-волна – поистине пластический шедевр Федора Осиповича.
Сам же архитектор своим лучшим творением считал скромную «соломенную сторожку». Деревянный шатровый храм в неорусском стиле Федор Осипович, приняв в 1915 году православие, возвел в дачном местечке у Петровско-Разумовского под Москвой. В годы после революции церковь постепенно обветшала и в полуразрушенном состоянии в 1960 году была окончательно снесена. В 1997 году ее восстановили по авторскому проекту на средства верующих.
С приходом в России к власти большевиков сломалась и судьба Шехтеля. Его архитектурное творчество оказалась невостребованным, хотя он много работал, продолжая надеяться, что красота спасет мир. Зодчему предлагали уехать за границу, но он отказался. Изгнанный из собственного дома, он скончался в Москве в возрасте 67 лет. Этот город продолжают украшать 80 его зданий, половина из которых охраняется государством.
Выставка «Красота. Польза. Прочность. Архитектор Ф.О. Шехтель» состоит из современных фотоиллюстраций зданий зодчего, его эскизов, рисунков, проектов. Она была создана в 2006 году к 150-летию со дня рождения Шехтеля большим коллективом специалистов. Это сотрудники Центрального архива научно-технической документации Москвы, Центрального исторического архива Москвы, Центрального архива электронных и аудиовизуальных документов Москвы, Центра научно-справочной и библиотечной информации Главархива Москвы, музея Московского художественного академического театра, Государственной публичной исторической библиотеки. Свой вклад также внесли частные коллекционеры и правнучка Шехтеля – К.С. Лазарева-Станищева.
На открытие экспозиции в музее «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска» в наш город приехали некоторые из ее создателей. Вместе с ними была и Евгения Ивановна Кириченко, доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук, почетный член Российской Академии художеств, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств. Евгения Ивановна написала книгу «Архитектурное наследие Ф. Шехтеля в Москве», которая была представлена на открытии экспозиции.
Выставка приурочена к 10-летию музея «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». Проект, посвященный Шехтелю, – первый и далеко не последний проект из столицы в этом музее.
Ирина Морозова