Очень негромко была на прошлой неделе объявлена в Ульяновске новость, которая должна была греметь на всю страну. Завершился конкурс проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области». Победители получили право потратить по два миллиона рублей из бюджета. Редкие суммы для современного искусства в России. Но об этом не сообщила пресс-служба облправительства и не объявили на пресс-конференции. Объявлять оказалось практически не о чем. Выделив несколько десятков миллионов из бюджета на культпроекты. Ульяновская область не станет меккой для российских деятелей современного искусства и его ценителей, ведь большинство победителей конкурса для его организаторов и нашей области оказались своими в доску.
Для чужих – закрыто
Результаты конкурса говорят о явных провалах в его организации. Победителей в нем должно было быть 20, но в итоге набралось только 16. Остальные претенденты до требований конкурса не дотянули. «Дотягивать нет смысла, если нет стопроцентной уверенности в качестве проектов», – объясняет председатель экспертной комиссии конкурса, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор. О неоправдавшихся ожиданиях еще во время подведения итогов конкурса журналистам заявлял и министр искусства области Геннадий Журавлев.
При этом объяснить недостаток победителей невысоким уровнем современного искусства в России не получается. «Безусловно, в стране есть авторы, способные представить более качественные проекты», – отмечает Анна Гор.
Широкий резонанс – одно из необходимых условий для удачной организации такого конкурса, объясняет эксперт в сфере культуры, соавтор программных документов «Культурной столицы СНГ» Глеб Фирсов. Необходимо, чтобы информация дошла до всех потенциальных заявителей, в том числе и всероссийского масштаба. Но резонанса не было.
В том, что большое число потенциальных участников на конкурс не обратили внимания, виновата недостаточная реклама, соглашается Гор. Но, говорит она, задним числом всегда понятно, где можно было сделать лучше. А в сжатые сроки, в которые организовывался конкурс, не было возможности проработать все досконально.
Глеб Фирсов, между тем, отмечает, что в плохом распространении информации о конкурсе, как в момент его старта, так и во время проведения, можно увидеть и волю организаторов: «Ситуация очень закрытая. Плохо распространялась информация, и, возможно, организаторы не хотели, чтобы она дошла до других игроков».
Получить комментарий о качестве организации конкурса от руководителя дирекции «Ульяновск – культурная столица» Татьяны Ившиной не удалось. Она на этой неделе находится в командировке в Европе.
Дайте два
В ходе конкурса члены экспертной комиссии, общаясь с журналистами, говорили и о том, что сметы проектов-победителей необходимо будет урезать. Якобы в них были выявлены неоправданные расходы. Но в результате все победители должны получить ровно по два миллиона рублей, говорят в дирекции «Ульяновск – культурная столица».
Конкретная сумма, пусть даже и большая, в которую должен вписаться каждый проект – не лучшее условие для творческого полета. Этому ограничению тоже есть оправдание в порядке проведения конкурса и выделении средств на реализацию победивших проектов. «В документах конкурса было сказано, что сметы проектов должны составлять только два миллиона рублей. Это связано с чисто бухгалтерскими законодательными условиями – на проекты выделяются субсидии, а субсидии должны быть для всех одинаковыми», – объясняет Анна Гор.
На данный момент сметы проектов-победителей окончательно еще не утверждены. Авторы проектов сообщают, что договоры министерства искусства с ними по итогам конкурса не подписаны – идет проработка деталей, в том числе и более конкретная расшифровка смет.
«Это бюджетные средства, к которым они (организаторы конкурса. – Ред.) относятся очень трепетно, поэтому сейчас нам необходимо более конкретно расписать расходы», – уточняет руководитель ульяновского Регионального информационно-ресурсного фонда Надежда Дерябина. Фонд стал одним из победителей конкурса с проектом «Картонный город Картонии». Проект подразумевает создание на площадке в Заволжье города из картона, работать над которым будет не только команда авторов идеи, но и неравнодушные ульяновцы, а также проведение в нем различных мероприятий.
Картона для творчества потребуется немало. По словам Дерябиной, на его закупку планируется потратить около 150 тысяч. Кроме оплаты расходных материалов, средства гранта должны пойти на авторский гонорар Сергею Корсакову, придумавшему Картонию и построившему ее уже в нескольких городах. Также реализация проекта подразумевает расходы на приезд Корсакова и его творческой команды, в том числе и специалистов из Европы, их проживание в Ульяновске, зарплаты руководителей проекта, оплату бухгалтерии и рекламной кампании проекта.
В результате реализации проектов-победителей Ульяновск получит не только картонный город. Архитектор Александр Чернов руководит проектом по художественной росписи фасадов жилых домов. На полученные средства планируется расписать несколько домов в Зас-вияжье, ориентировочно – пятиэтажки на улице Октябрьской. Это будут не простые малярные работы, а художественная роспись, объясняет Александр, каким образом проект связан с современным искусством.
Компания «Глобал сервис», выступившая партнером проекта «Большое искусство на кончике луча», поданного на конкурс от ульяновской «Новой цивилизации», планирует перенести искусство не на стены домов, а в лазерное шоу. Проект, рассказывает руководитель компании Ольга Алафеева, подразумевает создание с помощью компьютерных технологий анимационных произведений, посвященных культурным ценностям области, и демонстрацию этих произведений в лазерных шоу в Ульяновске и четырех райцентрах региона.
Яркая форма подачи информации о культурных ценностях области в виде лазерного шоу, надеются авторы «Большого искусства на кончике луча», позволит привлечь к ним внимание молодежи. Действительно, стоит рассчитывать, что в большинстве авторы проектов-победителей конкурса добросовестно отработают выданные им гранты, прогнозирует результаты реализации проектов Глеб Фирсов. Но это не изменит общего уровня конкурса, ведь его победители выглядят очень средне. «Культурный Макдональдс», -характеризует их эксперт и отмечает, что в большинстве своем это так называемые «технологические проекты», которые могут быть реализованы в принципе в любом месте.
Это значит, что и сильного воздействия на культурную ситуацию в регионе в целом они оказать не смогут, так как глубоко вписываться конкретно в нее не будут. Средний уровень проектов также не позволит привлечь в Ульяновск и область какие-либо туристические потоки ценителей современного искусства.
С тем, что проекты вряд ли привлекут туристов, согласна и Анна Гор. Она, впрочем, отмечает, что для привлечения турпотока одной культуры недостаточно. Необходима туристическая инфраструктура, которой пока вокруг реализации проектов нет. При этом Гор считает, что обогащение местной культурной ситуации все-таки произойдет, как это, по ее словам, всегда было при приходе в регионы «Культурной столицы Поволжья».
Все свои
Опыт работы «Культурной столицы Поволжья», собственно, и подтолкнул региональные власти к проекту «Ульяновск – культурная столица», и к организации всероссийского грантового конкурса. Но из-за недочетов в организации конкурса большего размаха, чем у «Столицы Поволжья», не получилось.
Если изучить список проектов-победителей конкурса, большинство из них – десять – окажутся заявленными от местных организаций. Причем часть из организаций, выступивших с ними, так или иначе была связана с членами конкурсной комиссии. У оставшихся шести проектов можно найти связь с «Культурной столицей Поволжья» и Приволжским филиалом Государственного центра современного искусства.
Так, театральный проект «Не бывает нулевого риска» подавался на конкурс от фонда «Культурная столица Поволжья», авторы самарского проекта по размещению на остановках города постеров с современным искусством являются региональными координаторами центра современного искусства, как и ижевские авторы проекта «Прислонись к Прислонихе». Федерация сверхлегкой авиации Чувашии, победившая в конкурсе с проектом «Воздушный десант», работала в рамках «Культурной столицы Поволжья». В нем же участвовала чувашская Республиканская дирекция культурных программ, намеренная в этот раз организовать в Ульяновской области музыкальный этносалон. Один из авторов проекта «Киноклуб «Документальная среда», поданного на конкурс от информационного центра Союза журналистов России, Ирина Юрна раньше возглавляла фонд Форда, с которым работал Приволжский филиал центра современного искусства.
Ульяновский проект по сохранению историко-культурного наследия «Начни с себя» представлял на конкурс Центр культурных инициатив, который ранее возглавлял министр искусства области Геннадий Журавлев. Партнером телеконкурса эстрадных исполнителей «Продвижение», поданного от молодежного движения «Культурная инициатива», должен стать телеканал «Первый молодежный», руководит которым входивший в экспертную комиссию член Общественной палаты региона Вячеслав Акрамовский.
Анна Гор, возглавляющая правление фонда «Культурная столица Поволжья», связи членов экспертной комиссии конкурса с подававшимися проектами не отрицает. Но, объясняет она, экспертов по современной культуре у нас не так много и, если исключить специалистов, связанных с поданными проектами, остался бы слишком маленький круг.
По мнению Гор, для независимости экспертной комиссии было достаточно того, что ее члены лично в написании проектов не участвовали и их на конкурс не подавали. Это требование было соблюдено. Но Глеб Фирсов аргумент о нехватке экспертов по современной культуре, которые могли бы войти в комиссию, опровергает. Он также указывает на непрозрачность формирования экспертной комиссии – ее состав был неизвестен до последнего момента. «Экспертов в России очень много. Но, видимо, в комиссию были специально приглашены люди, которые примут правильное решение», – предполагает он.
Согласно положению о проведении конкурса, в его комиссию могли войти только специалисты, имеющие практический опыт реализации проектов в течение трех последних лет. При этом каких-либо ограничений в связи членов комиссии с авторами проектов, подаваемых на конкурс, в положение не включено. Постановление облпоавительства, утвердившее это положение, прошло экспертизу регионального уполномоченного по противодействию коррупции Александра Павлова и было признано не содержащим признаков коррупциогенности.
О буквальной коррупции в этой ситуации, объясняет Глеб Фирсов, говорить не стоит. Скорее, речь идет о «карманном» распределении бюджетных средств. Случайно или намеренно, недочеты, допущенные в организации конкурса, привели к тому, что большую часть выделяемых денег получат друзья, знакомые, бывшие коллеги организаторов конкурса, которые, в отличие от большинства специалистов всероссийского уровня, вовремя узнали о проведении конкурса. В итоге в регионе будут реализовываться проекты, уже знакомые по «Культурной столице Поволжья», уже сделанные где-то еще или состоявшиеся бы с меньшим размахом и без выделения на них средств по конкурсу.
Эти итоги конкурса, по словам Глеба Фирсова, могут нанести немалый ущерб облику Ульяновской области в Европе, где за регионом внимательно следят после заявки на звание Культурной столицы Старого Света. Тем более, отмечает эксперт, что провалы, подобные допущенным при организации конкурса, сопровождают всю реализацию проекта «Ульяновск – культурная столица».
Лидия ПЕХТЕРЕВА