Главархива Москвы в музей “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска” прибыла старинная экспозиция, посвященная талантливому архитектору XIX-XX веков Федору (Францу) Шехтелю.

СОПРОВОЖДАЛИ документы и фотографии представители московского Главархива и автор книги “Архитектурное наследие Ф. Шехтеля в Москве”, доктор искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Евгения Кириченко. Гости привезли на торжественное открытие премьерный фильм ГТРК “Культура” “Гений русского модерна”.

– Выставка побывала в Риге и Саратове. В Ульяновск коллекцию привезли по нескольким причинам, – рассказала директор выставочного зала Главархива Елена Агеева. – Федор Шехтель – всемирно известный зодчий русского модерна. Его творения с “налетом” романтики являются признанной вершиной стиля: Ярославский вокзал, Московский художественный театр, Доходный дом Строгановского художественно-промышленного училища, кинотеатр “Художественный” на Арбатской площади, особняки Морозовой, Рябушинского, Смирнова. Жителям вашего города было бы интересно познакомиться с жизнью этого человека. Кроме того, Федор Ливчак, работавший на симбирской земле, продолжал творческую линию Шехтеля. Наконец, мы были наслышаны об уникальном музее “Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска” и хотели бы сотрудничать с его специалистами. Нынешняя выставка – первый шаг в налаживании контактов с ульяновскими коллегами.

Коллекция включает более сотни подлинных личных документов архитектора, чертежей, фотографий, иллюстрирующих разные этапы жизни и творчества. Шехтель родился в 1859 году в Санкт-Петербурге, в семье инженера-технолога, предки которого переселились в Россию из Баварии в конце XVIII века. Детство и юность будущего архитектора прошли в Саратове. Здесь он начал рисовать, приобщился к театральной жизни. Рано оставшись без отца, переехал в Москву к матери – экономке в семье известного купца, основателя знаменитой галереи Павла Третьякова. Знакомство с меценатом и ценителем искусства, обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества позволили молодому Шехтелю общаться с лучшими представителями московской интеллигенции: Чеховым, Левитаном, Врубелем, Лентовским. Он дружил со Станиславским и Немировичем-Данченко.

Федор Шехтель отличался широким кругом интересов и занятий. Он создавал не только проекты зданий, но и занимался оформлением коронационных торжеств и городских праздников, интерьеров, работал в театре и журналах, преподавал. “Чайка” – эмблема Московского Художественного театра – его разработка. Зодчий трудился не только в Москве, но и в провинции. Например, построил по заказу купцов братьев Мальцевых Белокриницкую церковь Троицы со сторожкой в Балаково Самарской губернии.

Шехтель получил мировое признание: участвовал в международных конгрессах архитекторов, избирался почетным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Мюнхена, Берлина, Парижа. В 1901 году за проект павильонов Русского отдела на Международной выставке в Глазго удостоен звания академика архитектуры. К сожалению, после революционного 1917 года его судьба сложилась трагически. Он много работал, но не был востребован новой властью. На предложения эмигрировать зодчий давал отказ. Лишенный собственного дома и средств к существованию мастер скончался в Москве в возрасте 67 лет.

Татьяна КРАВЦОВА