Ульяновский областной краеведческий музей стал обладателем самого необычного экспоната в своей истории — уникального панно, выполненного из волос членов семьи знаменитого российского ученого-орнитолога Сергея Бутурлина, а точнее — из локонов, которые в те времена было принято отстригать и сохранять на память, сообщила РИА Новости заместитель директора музея Ольга Бородина.

По словам Бородиной, панно и еще около 400 предметов, принадлежавших роду Бутурлиных, передала в дар музею внучка известного российского орнитолога и охотоведа Сергея Бутурлина Ирина, проживающая в Москве.

«Бутурлины — известный старинный дворянский род, они были в родстве с Пушкиными, Гагариными, владели имениями на территории Симбирской губернии (сейчас Ульяновская область). В нашем музее находится 6,5 тысячи единиц хранения, связанных с родом Бутурлиных, в основном, с именем Сергея Александровича Бутурлина — орнитолога, одного из основателей научного охотоведения в стране, исследователя Русского Севера, первооткрывателя гнездовья розовой чайки. Недавно внучка исследователя Ирина Александровна передала нам еще около 370 предметов: личные вещи, фамильные столовые приборы, письма, фотографии, книги», — сказала Бородина.

Среди вещей, переданных в музей, находится более 90 писем от Дмитрия — брата охотоведа. Дмитрий подробно пишет в Москву отцу о делах в имениях, о том, как работают винокуренные заводы, принадлежавшие им, сколько спирта произведено и передано государству.

«На этих письмах можно изучать экономику начала 20 века», — отметила собеседница агентства.

Панно из волос членов семьи Бутурлиных, выполненное в 1848 году, Бородина считает самым необычным предметом, переданным в фонды музея.

“Раньше принято было хранить на память локоны детей и взрослых членов семьи в конвертах, а Мария Сергеевна Бутурлина (урожденная Гагарина) — бабушка Сергея Александровича — сделала из волос такое панно в виде дерева с цветами на ветках. Возле цветов подписи: «Александр, 8 лет», «Серж, 6 лет», «Варвара, 5 лет». Один цветок, видимо, сделан из волос самой Марии Сергеевны. Рядом с ним написано: «Мадам Бутурлина».

«Мне ни разу, ни в одном музее не встречалась подобная вещь, и я никогда не слышала об изготовлении подобных предметов. Мы даже не знали, как описать эту вещь, когда составляли акт передачи в музей», — сказала Бородина.

По словам заместителя директора музея, в этом году исполняется 50 лет с того времени, когда сотрудники музея познакомились с потомками Бутурлиных, и до сих пор поддерживают с ними отношения.

«Их нашел в Москве через адресный стол бывший директор музея Марк Валкин», — рассказала собеседница агентства.

Бутурлины несколько раз передавали ульяновскому музею материалы, связанные с историей рода.

Коллекция из рода Бутурлиных, собранная в музее, уже настолько богатая и разнообразная, что на ее основе можно создать отдельный музей, считает Бородина.

Ульяновский краеведческий музей обладает двумя коллекционными шомпольными ружьями фирмы «Лебеда», принадлежавшими Бутурлину (русский ученый до сих пор хорошо известен в среде охотников как крупнейший знаток охотничьего оружия).

Сейчас готовится передача в музей еще одного уникального экспоната — трехствольного ружья, изготовленного чешским оружейным мастером конца 19 века Яном Новотным.

«Родственники готовы передать нам ружье, но в современном законодательстве не прописан механизм передачи в музей оружия, находящегося на учете. Этот вопрос мы сейчас решаем с УВД и управлением Росохранкультуры», — пояснила заместитель директора музея.