Правительство России всячески блокирует реальную борьбу с коррупцией. Очередной шаг в этом направлении сделан только что.

Завершилось декларирование российскими чиновниками их доходов и имущества. Декларации оказались сенсационными – главным образом не из-за доходов самих представителей власти, а их жен, весьма трудолюбивых, как продемонстрировала эта декларационная кампания. И еще необычно то, что чиновники уже не стесняются таких деклараций и не боятся их. Есть, например, такой заместитель главы правительства России, как Игорь Шувалов. В декларации он указал, что его доход в 2010 году составил сумму 14,6 млн рублей, а супруги его – 372,9 миллиона. Неплохо зарабатывает и супруга полпреда президента в Северокавказском федеральном округе Александра Хлопонина, хотя и меньше шуваловской – 93,8 млн рублей. Ударницей стахановского труда проявила себя жена первого заместителя главы президентской администрации – Владислава Суркова. Если сам Сурков заработал в 2010 году «всего» 4,5 млн рублей, то госпожа Суркова – 81,1 миллиона.

Некоторые губернии, однако, и Центр обошли. Лидер в этом отношении – Приморский край, где хозяйствует Сергей Дарькин. В 2010 году он заработал «нищенские» 3,5 млн рублей, а вот его вторая половина – фантастические 1720000000, то есть без малого два миллиарда.

Служит губернаторша актрисой во владивостокском театре. С имуществом – та же история. В гаражах госслужащих и их жен – сплошь иномарки, причем не какие-нибудь, собранные в России, а оригинальные «Мерседесы», «Бентли» и прочая крутизна. Квартир и домов – по нескольку штук, и все это теперь открыто показывается всей стране.

Страха больше нет, но почему?

Потому, говорят эксперты, что чиновники поняли, что ничего за показное богатство в нашей стране не бывает, никаких мер руководство России для проверки источника доходов не предпринимало и не предпринимает. Даже напротив оно препятствует попыткам контроля. Главный рычаг для этой блокировки – отказ в ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции. Саму Конвенцию Россия ратифицировала, а вот ее 20-ю статью – нет. Статья эта предписывает проверять, в частности, случаи превышения расходов над доходами и случаи конфликта интересов, когда, к примеру, непомерно обогащается жена чиновника. Органы в этом случае обязаны посмотреть, не за счет ли высокого положения мужа так бурно текут деньги на счета супруги.

Недавно рабочей группой Госдумы был подготовлен законопроект о ратификации 20-й статьи, и он чуть ли не был уже внесен на рассмотрение парламента, но Совет Думы потребовал передачи проекта в правительство – для заключения. Правительство заключение дало – отрицательное. Они, большинство из которых живут не по средствам и на грани коррупции, боятся этой статьи. Боятся, что награбленное могут когда-нибудь отобрать. А сейчас никто ничего ни за что ни у кого не отберет – можно грабить и дальше.

Юрий Кашинский