Среди жителей региона растет недовольство введенным месяц назад «полусухим законом», ограничивающим продажу крепкого алкоголя в выходные и праздничные дни. Свой протест ульяновцы выражают по-разному. Кто-то делает выбор в пользу суррогата – с введением запрета в регионе резко увеличилось количество отравлений спиртосодержащей продукцией. Кто-то изобретает все новые пути обхода закона. Известный ульяновский журналист, телеведущий Евгений Карманов пытается оспорить решение региональных властей в принципе, выражая готовность дойти до Конституционного суда.

Травятся – вдвое больше

Новый областной закон, ужесточающий условия продажи крепких алкогольных напитков, вступил в силу 22 мая. Начиная с этого дня приобрести алкогольные напитки крепостью выше пятнадцати градусов в выходные дни можно только в заведениях общественного питания.

Запрет также не распространяется на предприятия оптовой торговли. Как гласит закон, в случае нарушения правил торговли сотрудник магазина (должностное лицо) обязан уплатить штраф в размере восьми тысяч рублей, а руководство предприятия розничной торговли (юридическое лицо) – восемьдесят тысяч рублей. Очередная ограничительная мера стала дополнением к введенному в начале 2008 года в Ульяновской области запрету на розничную продажу крепких алкогольных напитков ежедневно с 20.00 до 8.00, а также в день школьного последнего звонка, День знаний, 1 и 12 июня и 12 сентября.

Первое «сухое» воскресенье прошло относительно спокойно, если не считать перепалок продавцов и покупателей в магазинах – жители региона недоуменно смотрели на занавешенные прилавки с водкой, сочтя запрет временным.

Однако уже в следующие выходные подтвердились опасения противников принятия «полусухого закона» – только по официальной статистике Роспотребнадзора, в период с 26 мая по 1 июня в регионе было зарегистрировано 24 случая отравления суррогатным алкоголем, 13 из которых закончились смертью. Для сравнения, за тот же период прошлого года было зафиксировано 11 и два случая соответственно. Удручает статистика и в целом по началу 2011 года. Как говорится в подготовленном Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области информационном бюллетене «Анализ динамики бытовых отравлений, в том числе алкоголем, со смертельным исходом», в первом квартале нынешнего года официально зарегистрировано 260 отравлений спиртосодержащей продукцией, в январе-марте 2010 года – 239. При этом количество смертельных случаев увеличилось почти вдвое – с 55 до 105. Увеличилось количество отравлений среди женщин и подростков. Большинство людей пострадали от употребления этанола, «спирта неуточненного» и органических растворителей. Судя по еженедельному мониторингу, статистика после введения «сухих» выходных будет еще более пугающей.

Пьют прямо в магазине

И все же далеко не все ульяновцы, испытывая проблемы с приобретением легального алкоголя в магазинах, рискуют пить «паленую» водку. Одни запасаются спиртным заранее и в больших количествах, другие покупают горячительные напитки по двойной-тройной цене в кафе и ресторанах. Многие предприятия общественного питания даже освоили услугу по доставке горячительного на дом – клиенту достаточно сделать один звонок в течение дня или ночи. Также на алкогольном запрете готовы заработать таксисты. Многие горожане уже знают, что достаточно обратиться к извозчику, и тот согласится продать свою водку на месте либо отвезет до места, где выпивку можно приобрести без всяких проблем. Кроме того, алкоголь по-прежнему можно заказать по интернету курьер доставит заказ в любое время при условии, что он были принят в «законные» часы.

Впрочем, судя по откликам блогеров, всегда есть возможность договориться. Наконец, наш человек, желая принять на грудь, способен проявить немало изобретательности. К примеру, работники супермаркетов уже успели привыкнуть к покупателям, которые вскрывают бутылки с запретным алкоголем прямо у прилавка. В этом случае иного выбора, нежели продать испорченный товар, у них нет.

«Полусухой» закон незаконен?

Журналист и телеведущий Евгений Карманов считает региональный антиалкогольный закон не только несправедливым, но и противоречащим федеральному законодательству.

– Я не алкоголик, а обычный человек, который время от времени любит посидеть с друзьями и выпить, – говорит он. – Запреты на продажу алкоголя создают жуткие неудобства. В запретные дни и часы приходится наблюдать, как люди, стоящие в очередях, нервничают и злятся. В конечном итоге они берут другой алкоголь, но в более внушительных количествах. А кто-то идет к «бабушке».

Евгений намерен добиваться отмены областных законов по ограничению продажи спиртного. Для этого он направил обращения в областную прокуратуру и ульяновское Управление федеральной антимонопольной службы. Автор письма обращает внимание прокурора на то, что пункт 2 статьи 26 Федерального закона«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» гласит: «Наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только Федеральным законом».

По мнению Евгения Карманова, прослеживается и явное несоответствие областных законов Федеральному закону «О защите конкуренции», который запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. В данном случае, считает он, ущемляются права предприятий розничной торговли в пользу предприятий общепита. «Федеральное законодательство позволяет субъектам РФ ограничивать время розничной торговли алкоголем, но не позволяет определять круг хозяйствующих субъектов, на которые распространяются эти ограничения. Иными словами, если и вводить запрет на продажу спиртного, то для всех», – поясняет Карманов.

Кроме того, запретительные меры ущемляют законные права и рядовых жителей региона, говорит собеседник: «Налицо противоречие Конституции РФ, которая гласит, что граждане России не могут быть ущемлены в своих правах ни по какому признаку – в том числе и по территориальному. Сейчас получается, что, скажем, у жителей соседней Самары больше прав, нежели у нас только на основании того, что мы живем в Ульяновске. С целью отстоять свои интересы и интересы жителей нашего региона я готов обратиться в Конституционный суд».

Вадим Пилюков