Его рабочее название «Комарик», а в мире самолет известен как М-12 Касатик. После покраски в Ульяновске 9-й экземпляр уникального многофункционального самолета, производство которого планируется наладить в Ишеевке, сегодня передан заказчику – компании «Президент-Авиа».
В мероприятии, прошедшем на территории аэропорта «Восточный», приняли участие директор ОГУ «Департамент развития авиационного кластера Ульяновской области» Юрий Сарычев, директор ОАО «Спектр-Авиа» Сергей Ануфриев, представители ООО «Президент Авиа».
Работы по покраске проводились на производственной площадке ульяновского предприятия ОАО «Спектр-Авиа». В ходе работ были применены новые схемы окраски и современные материалы на основе полиуретана. Использование этого материала обеспечивает высокие аэродинамические качества самолета. Директор компании «Спектр-Авиа» Сергей Ануфриев сообщил, что сейчас предприятие красит порядка трех самолетов в месяц:
– А таких маленьких самолетиков готовы красить больше. Окраска самолета занимает порядка шести дней. Это ручной труд. Рисунок раскраски делали наши дизайнеры по просьбе хозяина самолета.
Касатики будут производить в Ишеевке
Самолет М-12 Касатик – первый легкий самолет, произведенный на территории Ульяновской области. В настоящее время организовано сборочное производство воздушных судов данной марки в р.п. Ишеевка на базе предприятия ООО «Дизель». Самолет может широко применяться для инспекции и экологического контроля в лесном, охотничьем и рыбном хозяйстве, аэрофотосъемки местности, патрулирования железных и автомобильных дорог, учебно-тренировочных полетов, авиаспорта и туризма, ведения с/х работ, для оказания медицинской помощи не лежачим больным, например, в труднодоступных местах. Максимальная скорость – 230 км/ч., дальность полета с максимальной нагрузкой – 960 км. с продолжительностью полета – 5 часов. Максимальная высота полета – 4000 м. В самолете два пассажирских места.
Максим Земляков, пилот и директор ульяновской компании «Президент-Авиа» рассказал, что данный экземпляр – девятый по счету:
– У нас в компании он второй. Стоимость данного самолета оказалась высокой – 5 млн.руб., потому что пока заказов на производство нет. При налаживании производства и, скажем, одновременном изготовлении 5 самолетов, его цена снизится до 3-х миллионов. Пока самолеты частично производятся в Самаре, частично в Ульяновске. Планируется полностью перенести производство в нашу область, в Ишеевку.
Как рассказал пилот-инструктор Сергей Володин, управлять Касатиком легко, при этом летать на данном самолете безопасно:
– В сравнении с другими самолетами, на которых я летал, он гораздо проще в управлении.
На этот самолет можно установить быстродействующую парашютную систему – она устанавливается в верхней части багажного отделения за двигателем, срабатывает принудительно и позволяет безопасно приземлить самолет вместе с экипажем. Но это уже в экстренных случаях, я думаю, что конкретно этот самолет не нуждается в такой системе.
На приборной доске, рассказывает Сергей, центральное место занимает навигационная система, которая показывает абсолютно все параметры полета – скорость, высоту, курс, скольжение и др., сюда же выведен автопилот. Здесь же – дублирующие приборы (питаются от разных систем) и спутниковая система. По сути, это три независимые системы, которые дают пилоту абсолютно всю информацию. При отказе одной из систем, можно воспользоваться другой. Спутниковая система также позволяет принимать радиосигнал, а в полете можно даже слушать музыку.
Самолет предназначен для эксплуатации в условиях России: у нас не так много аэродромов, а, как правило, такая техника летает не по большим аэропортам, а регионально, между городами, селами. Поэтому очень важно то, что самолет может взлетать и приземляться на любой более-менее ровной грунтовой площадке. Касатик успешно эксплуатируется в зимних условиях, на нем могут быть установлены лыжи и поплавки (самолет может садиться на воду).
Для желающих полетать на Касатике
При наличии желания и денег, каждый может пройти обучение на пилота-любителя. Цена вопроса – 300 тыс. рублей, обучение проходит в Казани и Ульяновске. Кроме того, можно устроить экскурсионный полет над городом – за 9000 рублей в час (2 пассажира).
Создадут новые площадки для малой авиации
Что касается перспектив Ульяновска как авиационной столицы, то директор ОГУ «Департамент развития авиационного кластера Ульяновской области» Юрий Сарычев полон оптимизма, несмотря на то, что за 20 лет мы потеряли авиацию – как большую, так и малую.
– В былые времена с таких, маленьких, самолетов начиналось развитие большой авиации, – рассказывает Сарычев. – Поэтому сейчас правительство нашей области активно лоббирует все эшелоны власти, чтобы на ульяновской земле производились не только большие самолеты, но и развивалась малая авиация. Мы уже подготовили постановление о снятии транспортного налога со сверхлегких судов, разрабатывается вопрос о создании новых площадок в Заволжском районе, чтобы такие самолеты могли летать и на них можно было учиться. Мы стремимся к тому, чтобы Ульяновск стал авиационной столицей России.
Так, планируется восстановить площадку в Первомайском и создать новую в Бряндино – для полетов дельтапланеристов.
Юлия Узрютова