и выдает желаемое за действительное, когда берется комментировать действующие в стране социальные законы. Это особенно заметно в случае с жилищным законодательством.

Только что вступили в силу поправки в Жилищный кодекс (ЖК). Кодекс этот, как известно, безобразный, и поправки слегка его улучшают. Пытаются, по крайней мере, навести в сфере управления домами хоть какой-то порядок. Но что в первую очередь отметили в поправках чиновники? На недавнем заседании ульяновской горадминистрации один из ее высокопоставленных сотрудников порадовался, что отчисления на капитальный ремонт теперь «обязательны и будут вписаны отдельной строкой в квитанцию на оплату жилья и коммунальных услуг». Непонятно только, где он в законе о внесении поправок в ЖК это вычитал. Я дважды перечитал закон и никакой обязательности платы за капремонт не обнаружил.

Слова «капитальный ремонт» встречаются в поправках дважды, и оба раза их упоминание связано с уточнением полномочий собственников квартир. Первый раз такое уточнение вносится в ст.44 ЖК, регламентирующую компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Второй раз – в ст.145, в которой описаны полномочия общего собрания членов товарищества собственников жилья. И в обоих случаях речь вовсе не идет об обязаловке капремонта и платежей за него. Как раз напротив – обновленный кодекс относит вопрос капитального ремонта на волю общего собрания собственников. Проголосует собрание за то, что этот ремонт нужен, и за сумму, необходимую для его производства, тогда в платежке и появится соответствующая строка. Проголосует против, не будет капремонта, не будет и строки.

То есть закон ставит преграду практике, которая имела место в Ульяновске в 2010 году, когда жильцам разве что руки не заламывали за спину, понуждая их к капремонту. И ни о каких собраниях не шло и речи, ни о какой даче согласия, ни об утверждении сметы работ, ни об отчете о ее исполнении. Ни о чем! Приходили явочным порядком и начинали крушить. Не откроешь дверь, стращали судом. «СК» тогда бил во все колокола, обращая внимание и общественности, и контролирующих органов на творимый с жилым фондом беспредел. Тщетно. Хватились теперь, обнаружили халтуру, увод выделенных на ремонт денег, завели уголовные дела. Так вот, поправки в ЖК имеют цель покончить с беспределом, зафиксировав, что все делается только по решению жильцов. Причем органы муниципальной и региональной власти закон обязывает проверять достоверность решений, которые управляющие компании и ТСЖ предъявят от имени жильцов. Проверять все – вплоть до протоколов общих собраний и подписей собственников квартир.

Подлежат в ближайшие месяцы проверке и сами УК с ТСЖ – на предмет законности их создания (мы-то уверены, что большинство из них липовые, созданы чиновниками по подложным документам -для своих братьев, сватьев, сыновей и дочерей). При обнаружении подлога госорганы будут вправе обратиться в суд с иском о признании решения общего собрания незаконным и о ликвидации УК или ТСЖ. Много в законе и еще норм, призванных оторвать чиновников от лоббирования интересов близких к ним частных структур и обязать их контролировать состояние жилого фонда, независимо от форм собственности. Утверждать же, что эти поправки’ к чему-то обязывают жильцов дополнительно, значит, переворачивать их с ног на голову.

Василий МЕЛЬНИК