Денис НАБОКО

Интенсивность полетов в регионе сравнима с московским аэропортом.

20 июня при посадке в аэропорту Петрозаводск (Бесовец) разбился самолет Ту-134. Он упал в сотне метров от жилых домов (все подробности катастрофы читайте на сайте kp.ru). «Комсомолка» решила проверить, возможно ли повторение трагедии в нашем городе. Тем более что аэропортов в городе два: Центральный и Восточный. Попасть на «Ульяновск-Центральный» оказалось непросто. Корреспонденту пришлось оставить на вахте свой фотоаппарат. Все-таки объект режимный, и охраняют его по всей строгости. Но достаточно ли хорошо оснащены ульяновские аэропорты?

Собственно, человеку, не связанному с авиацией, может показаться, что жизнь там течет размеренно и неторопливо. Ведь кроме как до Москвы и в летнее время до Сочи добраться авиатранспортом из Ульяновска в другие города практически не возможно.

Однако оказалось, что ульяновские авиадиспетчеры – одни из самых загруженных в стране! И интенсивность их работы сравнима с режимом тех, что трудятся в московском «Домодедово». Дело в том, что сказывается специфика обоих наших аэропортов, а особенно «Ульяновск-Центрального». Работы добавляют курсанты УВАУ ГА, проходящие здесь летную практику.

– Диспетчеру ведь не важно, большой самолет в небе или учебный, – говорит начальник ульяновского Центра организации воздушного движения Николай Белов. — Требования к работе и ответственность одинаковы в обоих случаях. А если брать во внимание отсутствие опыта у курсантов, нашим диспетчерам приходится труднее, чем, скажем, московским.

Помогать в работе, больше пилотам, нежели диспетчерам, должны различные системы контроля безопасности полета. После авиакатастрофы под Петрозаводском у всех на слуху такие понятия, как «курсоглиссадная система», «дальний и ближний радиопривод». Если вкратце, они подсказывают командиру лайнера правильность захода на посадку. В «Ульяновск-Центральном» сложилась уникальная ситуация. Одни и те же системы находятся в ведении различных структур. С северной стороны взлетно-посадочной полосы «помощники» пилота принадлежат УВАУ ГА. С южной — ульяновскому Центру организации воздушного движения. Причем, если брать курсоглиссадную систему, оборудование друг от друга несколько отличается. С юга оно более современное. Как говорят специалисты, на безопасность посадки лайнера это не влияет, но на возможностях работы аэропорта в тяжелых метеоусловиях сказывается. Правда, вскоре данное «недоразумение» будет ликвидировано.

– Мы вошли в федеральную программу, благодаря которой в аэропорту Центральный появится одна из самых современных курсоглиссадных систем, – рассказывает Николай Белов. – Она будет установлена именно с северной части полосы и позволит принимать самолеты практически в любых погодных условиях с повышенной точностью захода на посадку. Аэропорт от этого только выиграет.

Несмотря на разделение ответственности между различными организациями, в «Ульяновск-Центральном» все же идет модернизация оборудования для облегчения работы пилотов. Например, несколько лет назад была установлена так называемая радиомаячная система, показывающая местоположение и расстояние самолета до аэропорта. В общем, безопасность полетов здесь находится на достаточно высоком уровне. Это признают и в транспортной прокуратуре.

Во вторых «воздушных воротах» города от официальных комментариев отказались. Все необходимые системы там, по информации транспортной прокуратуры, имеются. Но насколько они соответствуют требованиям времени, не ясно. Ведь ныне международный, ранее «Ульяновск-Восточный» был экспериментальным аэродромом, где испытывали вышедшие из цехов авиазавода лайнеры. На таких объектах, обычно существуют свои требования и правила безопасности.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дмитрий КУЗЬМИН, помощник ульяновского транспортного прокурора:

«Раз в два года оборудование проходит сертификацию»

– Посадочное оборудование ульяновских аэропортов нами проверяется постоянно. Ни одного факта отказа выявлено еще не было. Кроме того, раз в два года оборудование проходит обязательную сертификацию, без которого работа просто невозможна. Требования к системам контроля посадки самолета в любом аэропорте стандартны. Поэтому, все опасения, что где-то они могут быть «неправильными», беспочвенны. В том числе и в отношении длительности эксплуатации оборудования.