Теперь мамы и папы ребятишек из детского сада № 115 ОАО «РЖД» «Гномик» воспитывают своих детей со знанием дела.
Нередко у родителей бытует мнение, что основные их функции по отношению к собственным детям – это, собственно, произвести их на свет, накормить, обеспечить одеждой и приемлемыми условиями проживания (в соответствии с имеющимися материальными возможностями). Воспитательный же аспект, чаще всего, исчерпывается четко очерченным алгоритмом команд: «надо – можно – нельзя», многочасовым сидением у телевизора и компьютера, дворовым «самообразованием». Основное бремя забот о взращивании «полноценной гармоничной личности» они возлагают сначала на воспитателей детского сада, затем – на школьных учителей.
А вот папы и мамы ребятишек детского сада № 115 ОАО «РЖД» «Гномик» (Ульяновск) с интересом изучают тонкости воспитательного процесса под руководством профессионалов.
– В практике своей работы я столкнулась с тем, что родители воспитывают детей интуитивно, вслепую, на нехватку времени для общения с ними, – говорит педагог-психолог Марина Тимиреева. – Но проблема не столько в количестве времени, сколько в его содержательной составляющей и достижении эффективности воспитания.
Для восполнения такого пробела Марина Геннадьевна и ее коллеги выбрали нетрадиционную форму совместной деятельности педагогов, детей и родителей – психолого-педагогическую гостиную, где создаются условия для равноправного участия детей и родителей в игре и продуктивной деятельности. Так мамы и папы активно вовлекаются и в жизнь детского сада, и в тесном сотрудничестве с педагогами – в воспитательный процесс. Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям научиться не только по-новому играть с детьми, но и лучше понимать их.
Каждая такая встреча состоит из четырех частей. Сначала проводятся игры-приветствия («Здравствуйте», «Волшебный клубочек» и другие), которые позволяют создать положительный фон, снять напряжение, настроиться на дальнейшее взаимодействие в группе. После приветствия – разнообразные веселые игры. В них дети и родители играют вместе, на равных. Затем предлагается совместная продуктивная деятельность: рисование, лепка из соленого теста и пластилина и др. Выполненную совместно поделку или рисунок родители с детьми забирают домой. В итоге, родителям предлагается ответить на вопросы: что лучше всего удалось сегодня, что особенно порадовало их?
– Встречи в гостиной сближают детей и родителей, – считает Ирина Юрьевна, мама воспитанника старшей группы Егора Масленникова. – Особенно нам нравятся мастер-классы воспитательницы Ирины Николаевны Шадриной.
По мнению педагогов, у участников психолого–педагогических гостиных отмечаются положительные изменения в отношениях, которые становятся более доверительными и позитивными. Дети чувствуют, что их понимают – это дорогого стоит!
Кроме того, общение с родителями воспитанников в неформальной обстановке творчества позволяет педагогам больше узнать о домашней атмосфере и особенностях развития и воспитания детей в семье.
Автор: Людмила Межниеце