За всеми нововведениями последних лет, когда школы стали гимназиями и лицеями,

простые вузы – университетами, исчезло куда-то весьма популярное в прошлом понятие «вечерняя школа». Подумалось, что закрыли их все за ненадобностью.

– Это не так, – сказала мне отличник просвещения, директор вечерней школы №1 Людмила Федоровна Парфенова, – исчезло название «ШРМ» – школа рабочей молодежи. Теперь мы все называемся «вечерняя сменная общеобразовательная школа». У меня знакомая в доперестроечные времена работала на крупном предприятии в отделе технического обучения. Они заставляли недоучившихся молодых людей идти в школы, институты, была разнарядка. Сейчас такого нет, конечно, к нам идут добровольно. Раньше и у нас была разнарядка, мы ходили по предприятиям, брали данные в отделах кадров и начинали с этими молодыми людьми работать.

– Это лучше или хуже?

– Это – палка о двух концах. С одной стороны, если человека заставляют учиться, он старается увильнуть, а вот когда он идет в школу добровольно, осознанно – учиться он будет.

– Считалось, что это – забота государства…

– Ну, да. Тогдау них стимул был: его могли назначить бригадиром, если будет учиться дальше – мастером. А сейчас-то базы для этого нет.

– Кто же тогда идет к вам учиться?

– Школьники, которые хотят закончить десятый класс. А вот 8-9-е -это те ребятки, от которых обычные школы отказываются, не хотят под них подстраиваться, а мы подстраиваемся и стараемся вытащить этих ребятишек.

Сейчас в любой, самой маленькой частной фирме обращают внимание на аттестат. И не за девятый класс, а именно за среднее полное образование. И говорят, что у них есть возможность роста по работе, но нужно образование. Особенно те молодые люди, которые работают в охранных службах (там только с образованием принимают людей), берут у нас справку о том, что учатся у нас, и настроены на то, чтоб учиться дальше. Молодые, кому 14-15 лет, этого еще не понимают, а те, кто постарше – понимают хорошо.

Вот пришли ко мне взрослые люди, 30 и более лет, их нигде без среднего образования не принимают на работу…

– Вы и таких берете?

– Да, именно для них созданы заочные классы. Понимаете, мы потихонечку поднимаемся с того дна, на которое упали. Приходит осознание необходимости образования. От обычной школы мы отличаемся только тем, что больше внимания уделяется индивидуальной работе с учениками. Желание получить образование зачастую борется с нежеланием сделать над собой усилие, заставить себя учиться. Поэтому работаем с каждым, убеждаем, помогаем, практически берем на себя функции родителей, ведь трудный ребенок начинается с семьи. И мы можем гордиться тем, скольким ребятам мы помогли найти себя в жизни. Посчитайте, первый выпуск наша школа сделала в 1941 году.

– Хорошо, что вас не коснулись ветры перемен…

-какже не коснулись! В этом здании, в Доме Гончарова, наша школа работает 40 лет. Место золотое, центр города, много было охотников выселить нас отсюда. Только благодаря нашему директору Владимиру Арсентьевичу Соколову мы выстояли.

– А причину выселения как обосновывали?

– Мол, сокращается число учеников, учителей, съезжайте куда-нибудь, где поскромнее. Мы не сдались. И правильно сделали. Вон с детскими садами как поступили! А на сегодняшний день в городе очередь в детские дошкольные учреждения – 6000 ребятишек. И вечерние школы заработают в полную силу. Вы спрашивали, кто к нам идет учиться? Не только «трудные». Материальное положение многих семей таково, что повзрослевшие дети идут работать вынужденно, и наша система оказывает им незаменимую помощь в обустройстве будущей жизни.

Записала Галина Антончик