Специалисты высказывают удивление тем, как относятся городские службы к уходу за зелеными насаждениями.

Заметная дата в лесном хозяйстве отмечается этим летом. Лесозащитной службе региона исполняется 45 лет. Служба сейчас существует в виде филиала ФГУ «Рослесозащита» Центра защиты леса Ульяновской области. Ее задача – выработка, внедрение методов и средств защиты леса от вредителей и болезней и проведение лесопатологического мониторинга. Свои знания специалисты «Рослесозащиты» используют, работая не только в лесных массивах региона, но и в городе. Последние несколько лет они ведут обследование парков и скверов в Ульяновске.

Состоянию зеленых зон города посвящена и статья, подготовленная при участии инженера-лесопатолога Центра защиты леса области Николая Казакова, опубликованная в десятом сборнике научных трудов «Природа Симбирского Поволжья». В ней оценено состояние насаждений на бульваре Средний Венец, улице Станкостроителей и проспекте 50 лет ВЛКСМ, в Свияжской эколого-рекреационной зоне, сквере имени Яковлева, Винновской роще, парке Дружбы народов, парке Матросова, сквере имени 60-летия Победы, парке имени 40-летия ВЛКСМ, парке Адмирала Ушакова, экопарке «Черное озеро» и в парке в пойме Свияги на улице Шолмова.

Для каждой из зеленых зон в статье дана своя оценка. Но есть и общее для них замечание. Это неправильное проведение рубок растений, осуществляемое обычно специалистами городских служб, призванными ухаживать за зелеными насаждениями. Мы попросили Николая Казакова рассказать об этой и других проблемах в уходе за зелеными насаждениями в городе.

– Николай Александрович, Вы отмечаете печальные результаты обрезки деревьев почти в каждой обследованной зеленой зоне в городе. В чем именно состоят ошибки при обрезке насаждений?

– Очень часто приходится сталкиваться с неправильной обрезкой. Обычно она проводится топором или еще каким-то инструментом. Его лезвие надо дезинфицировать, чтобы не допустить распространения заболеваний. В срез на дереве очень быстро проникает инфекция, и его надо замазывать варом или хотя бы краской. Но у нас этого почти никогда не делается.

При коронировании, когда срезается большая часть кроны, разрезы также не обрабатываются. Кроме того, что появляется путь для инфекции, это еще и вызывает интенсивное испарение содержащейся в стволе жидкости. Деревья начинают высыхать.

– Засыхающих деревьев в этом году в городе особенно много. С чем это связано, на Ваш взгляд?

– Да, сохнут осина и береза. Также гибнут рябина и хвойные. Это происходит из-за прошлогодней летней жары. В деревьях поселяется инфекция, которая приводит к их гибели.

– Вызывает удивление то, что зачастую засыхают молодые деревья, посаженные год или два назад.

– Да, у нас очень много гибнет молодых посадок. К примеру, на бульваре по улице Камышинской, рядом с четвертой поликлиникой, были посажены березы и липы. Сейчас они почти все погибли, выросла трава выше них. Гибель, очевидно, связана с отсутствием должного ухода. Посадки надо хотя бы систематически поливать.

– Еще и ели, высаженные несколько десятков лет назад в центре, сейчас стали сохнуть.

– У елей на Венце идет очень обильное смолотечение. Их, видимо, обрезали и также не замазали места обрезов. Возможно, поэтому и была занесена инфекция, из-за которой они теперь сохнут. Также обильные смолопотеки и засыхание наблюдаются у хвойных, которые растут за Домом-музеем Языковых рядом с летним кафе. Ели там заражены бактериальной водянкой. Это одно из самых серьезных заболеваний хвойных.

Гибнут растения и на бульваре Новый Венец. Происходит это из-за ведущихся там работ.

Вырытые траншеи повреждают корни. В частности, у ели корневая система поверхностная, и ее повреждение легко может привести к гибели дерева.

– Существует еще и такое понятие, как рак деревьев. В нашем городе встречается подобное заболевание?

– Да, рак в городе распространен почти у всех насаждений – у березы, липы, осины, вяза, тополя. Его основная причина вовремя не залеченное механическое повреждение, оно начинает разрастаться, гниет, в ствол проникает инфекция, которая распространяется выше. Через несколько лет дерево гибнет.

Также механические повреждения стволов, морозобоины и сухобочины способствуют заражению деревьев грибами-трутовиками, вызывающими гниль древесины. Пораженные ею деревья засыхают и являются источником заражения соседних посадок. Зараженные трутовиком посадки встречаются во многих парках города.

– На центральных улицах, где прошла укладка плитки на тротуарах, повреждения стволов есть практически на каждом втором дереве. Возможно, это связано с неаккуратностью рабочих при снятии асфальта и укладке плитки. Такие повреждения могут быть опасны?

– Да, они как раз могут быть источником рака и местом проникновения для микробов и инфекций. Чтобы заболевание предотвратить, нужно максимально быстро пломбировать повреждения – замазывать специальным составом. Если же инфекция проникнет в ствол, к сожалению, вылечить дерево будет невозможно. Понадобится вырубка, чтобы предотвратить распространение заболевания на другие насаждения.

– Какого ухода в целом, на Ваш взгляд, требуют зеленые насаждения в городе?

– Стоит отметить, что в последние годы у нас заметно уменьшается число насаждений в зонах, где живет много людей.

Там активно ведется строительство, появляются парковки, а вот парков и скверов больше не становится. Например, практически негде погулять в зеленой зоне в дальнем Засвияжье.

Нужно в таких зонах выделять специальные места под посадки и вести за ними уход.

Посаженные в прежние годы деревья сейчас из-за недостаточного ухода приходят во все более плохое состояние.

Необходима вырезка больных, инфицированных растений и посадка на их место новых. И старым, и новым насаждениям нужен тщательный уход – полив, улучшение почвы, подкормка при необходимости. За всеми насаждениями необходимо вести системные наблюдения, которых сейчас, насколько я знаю, нет.

Неправильным также кажется асфальтирование или укладка брусчаткой дорожек в зеленых зонах. Хватило бы грунтовых дорожек, ведь из-за использования асфальта или другого покрытия деревья не могут дышать. К примеру, в парке Свердлова закрыта большая часть территории, и деревьям в таких условиях очень некомфортно.

Обратить внимание на состояние насаждений надо не только соответствующим службам, но и обычным горожанам. Парки страдают от повышенной антропогенной нагрузки, от большого числа мусора, оставляемого в них.

Если же в ближайшее время не изменить подход к уходу за зелеными насаждениями города, многих посадок в ближайшие годы мы можем лишиться.

Лидия Пехтерева