Городская суета и духота офисных помещений навеяли корреспондентам «Молодёжки» идею подышать свежим воздухом в глубинке и написать о буднях сельских жителей. Случайный выбор пал на село Порецкое Кузоватовского района, куда, встав ни свет ни заря, журналисты и выехали 15 июля.
Добирались на автобусе, который отошёл от автовокзала в 7.30. Встать в 5 утра – сущее наказание для горожанина, но мы решили сразу испытать на себе все «тяготы» сельской жизни. Через 1,5 часа в дороге вышли у Порецкого, расположившегося, к счастью, недалеко от трассы. В селе живут всего 150 человек, и, на наш взгляд, это типичная российская деревушка.
Вода близко, да ходить склизко
Первое, о чём нам поведали сельчане, это то, что каждое лето жители Порецкого мучаются без воды. Дабы было понятно горожанам – без холодной воды, о горячей и речи быть не может. В Порецком две улицы – Заречная и Нагорная. Вот жители второй, чьи дома расположены на холме, летом и сидят без воды -она появляется всего на 2-3 часа в день. Водонапорная башня не справляется с работой, и до домов на возвышенности живительная влага просто не доходит.
– Уже лет 8 страдаем, – сетует пенсионерка Евгения Алёшина. -Колонок мало, а новые не делают, спасаемся только «качком»…
«Качком» здесь называют ручной насос, которым добывают воду из-под земли. Наш корреспондент своими руками попыталась накачать воду, что оказалось не так-то просто. Трудно представить, каких усилий пожилым людям стоит каждое ведро воды. А молодёжью село, увы, небогато: людей в возрасте от 18 до 35 лет в нём попросту нет. Имеющихся 6 школьников возят на автобусе в соседнюю Чертановскую школу, а 16-летний Коля – единственный в селе старшеклассник.
– Молодёжь, как отучится, так сразу в Ульяновск уезжает, – говорит Валентина Авчарова. – Делать здесь нечего. Одни пенсионеры остались…
Причина тому проста – в Порецком нет работы. Каждый выживает, как может.
– Люди коровами живут, – говорит Раиса Иванова, – сдают молоко за дёшево – этим и кормятся…
Выживают пореченцы и за счёт продажи овощей с огородов, мужики собирают и сдают металлолом, а кто-то ездит на заработки вахтовым методом. А ведь в советское время Порецкое процветало: была ферма с 700 головами крупнорогатого скота, кузня, сварочный пост, заправочная станция, поля, усеянные рожью и пшеницей – работы хоть отбавляй.
Но в конце 90-х всё одним махом развалили, и не стало ни техники, ни ферм. А потом и поля обрабатывать перестали. Почва здесь очень плодородная, но поля и поныне стоят заброшенными.
– Теперь кто как выживает, – рассказывает Нина Хуртина. – Пенсионеры на мизерную пенсию живут, еле хватает. Я вот зимой вяжу на продажу…
Ни старому таблетка, ни малому конфетка…
Через село протекает мелкая речушка Чечёрка, впадающая в Свиягу, но рыбы в ней мало. Зато в Порецком много подземных родников, и здешняя вода славится чистотой и приятным вкусом. У дороги, ведущей в село, до сих пор стоят железобетонные столбы – это остатки нереализованного в советское время проекта. Тогда воду планировали брать из подземных источников, но этому не суждено было сбыться…
Лесов близ села мало, а потому почти нет грибов, только опята и шампиньоны. Зато есть ягоды, которые пореченцы собирают и выносят к трассе на продажу – на хлеб, говорят, хватает.
В Порецком нет ни почтового отделения, ни аптеки, ни сберкассы. Даже скорую помощь вызвать трудно: сначала приедет фельдшер, и если он решит, что скорая действительно нужна, то за 38 километров, из Кузоватово, выедет бригада медиков. Счастливец тот, кто доживёт до её приезда! Из благ цивилизации здесь только медпункт и магазин, да и тот с небольшим ассортиментом. Но что нас искренне удивило – в продаже совсем нет водки! Прямо добровольный сухой закон.
– Да у нас тут и пить-то некому! – смеётся продавец Татьяна Лифрова.
Летом здесь огородами занимаются да собираются на лавочках с соседками. А зимой совсем глухо: натопят печку-голландку и сидят по домаму телевизоров. Ни игрищ, ни празднеств в Порецком давно уже не проводят. Здание сельского клуба и то снесли. Детям после школы нечем заняться, даже попинать мяч не с кем. Приходится просто слоняться по улице, и хорошо, если у ребёнка есть хотя бы велосипед. В общем, скука! Зато воздух такой, что хоть режь на куски и закатывай на зиму в банки! Но ведь воздухом сыт не будешь, и люди бросают дома, уезжая в город…
Порецкое в 17 веке
Сейчас треть домов в Порецком стоят пустыми. Но, как выяснилось, так было не всегда.
– Думаю, что селу около 350 лет, – говорит местный житель Сергей Крец. – Мы на огороде красный кирпич дореволюционных времён выкапывали, монеты екатерининской и петровской эпох. А в 50-х годах наткнулись на долблёный гроб – так называемый «покой».
В России в таких гробах-колодах хоронили с конца 16 до начала 19 века. Насколько древнее это захоронение – сказать без раскопок трудно. На территории, где сейчас расположен дом Сергея и его соседей, в стародавние времена находилось «присутственное место». Через него проходила «городная» дорога, по которой ездили на лошадях в Симбирск. По рассказам, передаваемым сельчанами из поколения в поколение, когда-то в центре села стояла белокаменная церковь, административные здания и жиротопня. О том, каким было село почти сто лет назад, мы расспросили Анну Ворожецову, старейшую жительницу Порецкого. В феврале ей исполнилось 95 лет.
– Село длиной больше километра было, шумное! Церковь стояла высокая, круглая, – вспоминает Анна Ворожецова. – Я тогда ещё маленькой девочкой была. Батюшка Николай к нам в гости хаживал, а в храм и из соседней Хвостихи ходили молиться…
Можно сказать, что Порецкое было своеобразным культурным центром. Все праздничные гуляния и игрища проводили именно здесь. Самым знаменательным событием для сельчан с давних времён была ярмарка на престольный праздник Рождества Богородицы. Каждый год 21 сентября съезжался народ со всей округи, из села Собакино (ныне Красноборск Тереньгульско-го района) привозили карусель и гуляли три дня.
– Нам, детям, бывало, дадут по 5 копеек, и мы бежали на базар, -рассказывает Анна Викторовна, – покупали на них кружку сладкой воды или катались на карусели. Радости было!..
Помнит старушка, как в 1930-х годах коммунисты сломали церковь, как её соседа заставили снимать с храма крест, а пореченцы плакали… Когда церковь снесли, и село стало приходить в упадок…
В 50-е годы Порецкое вновь пережило сельскохозяйственный подъём. Тогда пореченцы ещё мечтали здесь жить, растить детей и внуков… А теперь мечтают навсегда вырваться из глуши и «стать человеком» в городе, до которого, кстати, добраться не так-то просто. Для этого надо выйти на трассу и ожидать проходящего автобуса. Мы, например, больше часа простояли под палящим солнцем в ожидании спасительного рейсового автобуса. Зато когда добрались до Ульяновска, по достоинству оценили все блага цивилизации.
Анна РОСЛОВА