Старожил Ульяновска Михаил Масленников откликнулся на наш материал «Когда Волга была маленькой» («СК» №41 за 16 апреля 2011 года), рассказывавший об истории создания ГЭС на Волге. В ответ ульяновец поведал о Волге времен его детства & такой, какой мы ее уже никогда не увидим.
Кособокий пароход
В моем семейном архиве сохранилась фотография старой Волги.
Снимок сделан со спуска Рылеева. На переднем плане виден колонический сад, как его называли. Он начинался слева от спуска по улице Рылеева и заканчивался под гарнизонным госпиталем. Сверху он шел от волжского обрыва, а заканчивался у жилых домов, которые стояли вдоль Волги.
Со всех сторон сад был огражден высоким и крепким забором из необрезных досок. Территория охранялась сторожами с собаками и свистками.
До 1956 года Ульяновский речной пассажирский вокзал находился на берегу Волги под нынешнем общежитием педагогического университета. Это было типовое здание, окрашенное в синий и белый цвета.
Возле него стояли маленькие пристани, к которым причаливали буксиры и пароходики.
Один из них назывался «Джон Рид». Он курсировал между речным вокзалом и островом Середыш. На этом острове располагался городской пляж. Туда по воскресеньям и ходил пароходик. Он был примечателен кособокостью на правую сторону. И к мосткам на берегу острова он приставал правым боком. При этом все пассажиры пытались первыми сойти с парохода, чтобы занять лучшие места на берегу. Поэтому при приближении к острову отдыхающие переходили на правую сторону и создавали еще больший крен судну. Капитан в это время кричал в рупор: «Граждане пассажиры, перейдите на левую сторону, иначе мы сейчас перевернемся».
На людей это действовало, и часть отдыхающих переходила на левую сторону. Случаев перевертывания «Джона Рида» в памяти жителей го рода зафиксировано не было.
Середыш представлял из себя песчаную отмель. На острове рос ли большие тополя, столетние со сны, ива. «Джон Рид» каждые пол часа привозил и увозил отдыхающих горожан. Песок на острове был чистым пляж в течение воскресного дня от мусора убирали работники. На нем также ставили ряд ларьков с пивом, квасом, лимона дом, пирожками, мороженым. Все они были временными, и к вечеру их увозили в город. Очень много людей всегда было в воде. На берегу народа оставалось меньше, и на острове можно было уединиться от основной массы отдыхающих.
Поэтому в народе остров еще называли бесстыжим. А у молодежи на острове бывали разборки. Для ох раны порядка на пляже присутствовал наряд милиционеров.
Сносила с ног
Весной вода в Волге поднималась и затапливала часть острова. Потом постепенно вода уходила, и на нем образовывались большие лужи глубиной по пояс. В этих лужах была теплая вода и порой плавала рыба, которую можно было ловить руками.
В августе Волга мелела, и Середыш соединялся с другими острова ми. На этих отмелях песок был идеально чистым, вода прозрачной.
Воду мы пили, не боясь отравиться.
Дальше вдоль реки были лесные массивы. Туда тоже ходили маленькие пароходы. Там проводили корпоративные гулянья различные организации. На Пальцинском острове был пионерский лагерь.
Мы, дети 812 лет, в будни спускались к Волге в районе госпиталя и просили лодку у местной жительницы, тети Маруси. Она давала ее нам с условием, чтобы мы на обратном пути нарезали серпом травы и привезли ей.
Особенно мы любили плавать в понедельник. После выходных в пес ке можно было найти монеты, перо чинные ножики и другие предметы.
Течение на Волге было быстрое.
Зайдешь по горло снесет. Поэтому, чтобы попасть на остров в нужное место и обратно на правый берег, приходилось предварительно подниматься вверх по реке. Всегда боялись, что снесет под мост.
Вдоль берега Волги от речного вокзала вверх по реке находилось два ряда жилых домов, образовывавших улицу. Между ними была грунтовая дорога. Жилые дома стояли слева и справа от колоническо го сада. Слева от колонического сада выше двух рядов домов находилось небольшое кладбище. После того как разлилась Волга и люди вынуждены были переселиться, кладбище забросили, кресты растащили. После этого садоводы «Волжского садовода» и фабрики Горького неоднократно находили на своих участках кости людей.
Работали козлоносцами
Ниже речного вокзала по течению реки стояли склады, в которых хранились товары, доставлявшиеся по реке на баржах. Вся разгрузка производилась рабочими вручную. Для это го на плечах рабочих были на ремнях установлены деревянные козлы. Рабочих поэтому называли козлоносцами.
Рабочие носили грузы на своих спинах с баржи по сходням на склады на расстояние до ста метров. На берегу был примитивный склад-заводик, где коптили рыбу, вкусно пахло.
Далее по течению были склады круглого леса, бревен, пиломатериалов. В теперешнем заливе возле на сыпи у железнодорожного моста стояли плоты из бревен. Их доставали и перерабатывали на пиломатериалы здесь же на берегу, в помещениях типа сараев. В этом заливе всегда плавало много коры, щепы от древесины. Каждое лето по Волге вниз сплавляли плоты круглого леса. Их тянули буксиры. Плоты останавливались вдоль берега до участка под училищем связи. Мы переплывали на эти плоты и с удовольствием по ним ходили.
Справа от железнодорожного моста была затапливаемая весной песчаная территория с ивняком. К сере дине лета вода сходила, и образовывались большие лужи, в которых можно было купаться. Этот участок берега в народе называли волушкой.
Весной, когда начинался ледоход, шум от льдин, которые ударялись друг о друга, был слышен на косо горе. Стоя у берега, невозможно было разговаривать. Горожане люби ли спускаться к воде и смотреть на причудливые формы глыб льда, про носившиеся мимо.
Михаил МАСЛЕННИКОВ