В Ульяновском речпорту и до трагедии с «Булгарией» было немного судов, потому падение популярности речных маршрутов ощущается несильно.
Трагедия, случившаяся с теплоходом «Булгария» на Куйбышевском водохранилище, вызвала волну проверок речных судов в регионах. Тем временем напуганные случившимся люди всерьез задумываются, стоит ли отправляться в круиз этим летом, многие отказываются даже от прогулочных рейсов.

Как сообщили в Приволжской транспортной прокуратуре, с момента трагедии в Татарстане и начавшихся вслед проверок исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности судоходства на Волге, было выявлено свыше 370 различных нарушений. Объектами проверки стали 170 пассажирских судов (туристических, паромных и других), а также контролирующие органы, осуществляющие надзор за безопасностью судоходства на внутреннем водном транспорте.

Среди распространенных нарушений транспортной прокуратурой отмечены: несоблюдение нормативов предельной загрузки судов; несвоевременное представление судов к внеочередному освидетельствованию; использование навигационного оборудования без согласования с Российским речным регистром; отсутствие или небрежное заполнение документов, наличие в них недостоверных сведений.

Все это не мешало десяткам судов регулярно перевозить пассажиров, так как сотрудники контролирующих органов на многое просто закрывали глаза.

Выявлялись и факты подлога. К примеру, судя по документам, один из инспекторов линейного отдела Волжского УГМРН в одно и то же время проводил осмотр двух судов, находящихся на разных базах технического обслуживания флота. Все в том же Татарстане регулярно в рейс выходил теплоход «Петр Алабин», хотя есть судебное решение о запрете его эксплуатации (по данному факту возбуждено уголовное дело).

На территории Ульяновской области проверка была организована местной транспортной прокуратурой совместно с государственным инспектором Казанского линейного отдела Волжского управления госморречнадзора Ространснадзора РФ.

Тщательному контролю подверглись два прогулочных судна – «Московский-20» и «Герой Юрий Эм». Было выявлено, что на теплоходах имеется недостаток брошюр с планами расположения постов управления, пожарных кранов и снаряжения, средств доступа в различные отсеки, на палубы с указанием путей эвакуации, коридоров и дверей. Также в заключении экспертов было отмечено недостаточное количество схем путей эвакуации в судовых помещениях, коридорах, жилых и служебных каютах на обоих бортах каждой палубы, а также в ресторане и баре. На суднах не было обязательных стрелок-указателей и знаков, окрашенных светящейся краской, указывающих пути эвакуации. Сами пассажиры недостаточно инструктировались о мерах безопасности.

Впрочем, в самом речном порту подобные проверки считают чистой формальностью. «Проверяющие недосчитались пуговиц на подматрасниках, – образно выразился технический директор порта Дмитрий Пацуков. – Просто ревизорам дано поручение, которое они стараются выполнить, а любая проверка должна выявить нарушения. Все недостатки были устранены в ту же минуту, сейчас мы работаем в прежнем режиме». В настоящее время в распоряжении ульяновских речников находится два пассажирских судна. «Московский20» был построен в 1988 году, «Герой Юрий Эм» – в 1963-м. Впрочем, как заявили в речном порту, в 2007 и 2009 годах они прошли реновацию и сегодня это по сути новые теплоходы. Все последние годы пассажиропоток Ульяновского речпорта рос. За навигацию 2010 года объем пассажирских перевозок увеличился по сравнению с предыдущим годом на 25 процентов и составил более 38 тысяч человек. С начала нынешнего сезона ульяновские речники перевезли около 16 тысяч пассажиров.

По словам представителя Ульяновского речпорта, в первые дни после трагедии популярность прогулочных рейсов резко упала, но в последние дни пассажиров становится больше. Большинство ульяновских туристических агентств, сотрудничающих с двумя крупными теплоходными компаниями, по-прежнему предлагают отправиться в плавание на транзитных теплоходах. Продолжительность круизов составляет от четырех дней до двух недель. В нескольких турагентствах нас заверили, что популярность круизного отдыха после истории с «Булгарией» не упала. Впрочем, она была невысокой среди ульяновцев и до трагедии наиболее успешные туроператоры в месяц продавали не более десятка путевок. Причина – в том, что речные поездки подходят не для каждого, а также их сравнительно высокие цены, которые, кстати, за последние недели практически не изменились.

Вадим Пилюков