Владимир Вернадский
Безупречно отработав в небе 52 минуты и благополучно приземлившись, второй экземпляр новейшего среднемагистрального лайнера Ту-204СМ вернулся в цех окончательной сборки. На Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском самолёт будет представлен уже с полной внутренней отделкой.

Новый лайнер ульяновского производства и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре «Сухой Суперджет-100» будут основными рабочими лошадками на наших внутренних авиалиниях в ближайшие четверть века.

В ОАО «Туполев» говорят, что Ту-204СМ соответствует не только российским, но и международным требованиям безопасности полётов, в том числе вновь вводимым регламентам ИКАО и Евроконтроля, а ещё – имеет современную систему послепродажного обслуживания, поэтому конкурентоспособен даже в сравнении с моделями иностранного производства. Со следующего года авиастроители планируют начать «отгрузку» готовых лайнеров заказчикам.

Наш авиапром не просто восстал после многих лет простоя, говорят в Ульяновске, а уже набрал серьёзные обороты. Концерн «Авиастар-СП», где строятся Ту-204СМ и Ил-476, проходят модернизацию легендарные АН-124 «Руслан», не единственное в регионе предприятие отрасли. Год назад в Ульяновске презентован завод конструкций из композиционных материалов, на котором станут делать «чёрное крыло», а затем и другие детали для российского самолёта XXI века МС-21. В формирующийся авиационный кластер войдут также НИИ и КБ, вузы и технические училища, предприятия, выпускающие авионику. Идея такого объединения не нова. Его прообраз – советские НПО, связавшие заводы с научно-исследовательскими институтами и базовыми ПТУ. Сегодня производство прирастает сбытовой и послепродажной инфраструктурой, в «мозговой центр» включаются службы изучения рынка и прогнозирования спроса.

Кластер – не то что модное название, а организационная форма, меняющая и технологию, и идеологию производства. «Образование подобной структуры стимулирует инновационную деятельность во всём регионе, позволяет ускорить разработку и реализацию других проектов», – считает генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Дмитрий Рябов.

Власть поддерживает авиастроителей и словом, и делом. По областной жилищной программе, подписанной 10 июня, они должны получить до 2020 года не менее пяти тысяч квартир. В региональный бюджет заложены средства на привлечение молодых инженеров и конструкторов.

Ульяновск может стать авиационной столицей России. В городе об этом говорят многие, не только губернатор Сергей Морозов. Достойная, даже, пожалуй, амбициозная цель. Но если такой нет, самолёт XXI века на крыло не поставить. Да и вообще – высоко не подняться.