Проект регионального закона о Палате справедливости одобрен на очередном заседании правительства и передан в Заксобрание области на утверждение. Предполагается, что после принятия закона (в конце августа) в сентябре ее члены уполномоченные по правам разных групп граждан – будут утверждены на своих должностях, чтобы в октябре повести жителей области к торжеству справедливости.

Полтора месяца назад мы уже писали в «СК» о создании Палаты справедливости. Тогда предполагалось, что в нее войдут четыре уполномоченных. Причем губернатор Сергей Морозов говорил о том, что в итоге область должна прийти к тому, чтобы остался лишь один уполномоченный – по правам человека. Однако за время разработки закона число членов будущей палаты увеличилось до шести. Палата объединит усилия уполномоченных: по правам человека (сегодня им является Галина Эдварс), по правам ребенка (Людмила Хижняк), по противодействию коррупции (Александр Павлов), по правам предпринимателей (Анатолий Сага), по охране окружающей среды (Константин Долинин) и уполномоченного по защите прав потребителей ЖКУ, которого еще предстоит выбрать. Как заявил губернатор, введение должности уполномоченного по ЖКХ в регионе стало крайне необходимо: «Там, где Букин докладывает нам о 80 процентах готовности, жилищная инспекция выставляет только 30!».

Как доложил директор государственно-правового департамента Алексей Преображенский, уполномоченные будут обладать достаточным объемом полномочий и независимостью от органов власти, для того чтобы иметь доступ к любой информации, право присутствовать на любых заседаниях и совещаниях властных структур, государственных и прочих организаций. Звучит красиво, но возникают сомнения в независимости и непредвзятости уполномоченных, находящихся на той же государственной службе, что и чиновники, воздвигающие административные барьеры, против которых и направляется работа Палаты.

Преображенский также заявил о том, что, создавая Палату, правительство не только не увеличивает штат, но и сокращает его: уполномоченный по борьбе с коррупцией лишится собственного аппарата, а аппарат уполномоченного по правам человека будет работать на всех шестерых членов новой структуры. Решения Палаты будут иметь не только рекомендательный характер: уполномоченные смогут представлять интересы пострадавших в суде.

«Мы создадим такой институт, который сделает для нас невыгодным невыполнение его указаний», – утверждает Сергей Морозов. Он убежден, что важнейшей задачей Палаты станет анализ причин и условий, способствующих нарушению прав, что должно привести к снятию административных барьеров. Однако не проще ли эти барьеры не воздвигать? В частности, не для того ли создавались и департамент развития предпринимательства, и центры развития предпринимательства, чтобы облегчить работу представителям малого и среднего бизнеса? «Они только встают на ноги», – заметил губернатор. Выходит, пока департамент достигнет совершеннолетия, за ним будет присматривать Сага или его преемник, а прочие уполномоченные – за работой других, в большинстве своем давно уже существующих министерств.

Анна Михайлова