Работая много лет профессиональным телерадиожурналистом, я сотворил около десятка серьезных документальных трудов. Первым из них стала «История УАЗа», изданная в 1988 году в знаменитой серии «История фабрик и заводов», основанной еще М.Горьким.

Именно тогда я встретился с первыми руководителями тогдашнего «УльЗИСа», беседовал с москвичами, работавшими здесь в 40-50-х и позже, ездил в командировки, принимал участие в испытаниях машин и двигателей… Но, как и в работе над другими подобными трудами, копились интересные материалы, о которых стоит поведать отдельно…
…Помнится, в конце сентября 2000 года ведущий выпуска новостей НТВ провозгласил: «Сегодня — день рождения джипа». И далее следовал материал, начинавшийся так: «Ровно 60 лет назад специалисты небольшой американской автомобильной компании «Бантам» выкатили из цехов своего предприятия пучеглазого уродца, которому предстояло стать легендой в автомобильном мире. «Виллис-джи-пи» — именно это и есть настоящий джип, который стал родоначальником целой плеяды великолепных внедорожников — автомобилей, столь желанных и любимых во всем мире. Верный, как пес, выносливый, как мул, и прыткий, как козел — таким получился построенный по заказу американской армии в сентябре 1940-го этот небольшой вездеход. До сих пор не известно, почему эта машина получила название «джип»…».
Что ж, простим великодушно репортеру, обыгравшему сенсационную, по его мнению, дату, неточности и натяжки.
Уже в 1991 году после выхода в Москве «Истории УАЗа» авторитетнейший автор книг об автомобилях Л. Гоголев, предваряя высылку мне бандероли с редкими публикациями, писал: «Вообще-то джипы — это огромный пласт материала. Говоря о предтечах, нужно вспомнить и полноприводные легковые автомобили 10-30-х гг., и неполноприводные конца 20-40-х гг., и различные спецмашины… Но все-таки основное внимание следует сосредоточить на классических джипах — машинах 40-50-х гг.».
Хотя еще в 1907 году немецкая фирма «Даймлер» выпустила с конвейера небольшой «Мерседес», предназначенный именно для бездорожья. Все его колеса были ведущими, кузов — открытый, упрощенной формы. Подобную машину чуть позже собрала петербургская фирма «Леснер». Модель же фирмы «Бантам» после незначительной доработки стали производить более солидные «Виллис» и «Форд».
«Спорное отцовство, кратчайшая беременность, удивительно долгая жизнь, многочисленное потомство — так можно кратко изложить биографию джипа», — писал лет сорок назад один итальянский журнал…
Существует вопреки утверждению репортера НТВ и несколько версий о происхождении самого слова «джип».
Оказывается, их немало, и многие ульяновцы, так или иначе связанные с производством этих самых джипов, наверняка услышат их впервые. Еще на заводах «Форда» модель получила индекс «Джи-Пи-Ви» — по начальным буквам английских слов «дженерал перпоуз вийкл» (машина универсального назначения). Солдаты же американских частей объединили полноприводные «виллисы» и «форды» общим именем «джи-пи». А лет пятнадцать назад Юрий Гейко привел в «Комсомолке» версию, упомянув после классической более пикантную: «…Другие уверены, что «общее назначение» родилось не на военных чертежах, а в казармах, где так именовали проституток. Машины «общего назначения» и девицы «общего назначения»…».
Это короткое и неполное напоминание об «истории вопроса». А семейству наших «уазиков», в том числе и джипам, в начале 80-х годов прошлого века становится все труднее конкурировать с именитыми соперниками. И действительно, современные джипы становятся столь же удобными и роскошно оборудованными, как легковые автомобили, не утрачивая при этом своих отличительных качеств…
О конкретной работе над действительно первым семейством «уазиков» писал мне в июле 1984 года Петр Иванович Музюкин — личность для оставшихся старых заводчан поистине легендарная, — переведенный в Ульяновск с ГАЗа в 1955 году. «Ах, был бы он жив сейчас, — писал я лет десять назад в «Ульяновской правде», — да окажись хотя бы перед ДКиТ УАЗа в День города 2001 года!.. Вот где торжествующий парад современных моделей, богатая гамма внушительных внедорожников, больше все-таки — джипов!»
О них разговор особый. То, что коротко и неполно вошло в изданную в Москве книгу об истории УАЗа, стало отдельной темой материалов в областной и центральной прессе…
Окончание следует.

Григорий МЕДВЕДОВСКИЙ