Из года в год ульяновские власти усердно «уговаривают» жителей области рожать больше, обещая помочь поставить детей на ноги. «МГ» не раз писала о забывчивости чиновников. Сегодня мы расскажем о многодетных семьях, к которым власти повернулись спиной.
Еда бывает в долг
В селе Малое Нагаткино Цильнинского района живет многодетная семья Бруслиных. Юрий и Ирина растят троих школьников: Кате – 15, Диме – 14, а Володе – 13 лет. Отец работает механизатором в колхозе, мать – разнорабочей.
– Нам зарплату деньгами не платят, в основном зерном, -говорит Ирина, – когда деньги очень нужны, мужу дают тысячу рублей, и мне раз в полгода тысячи 3-4 дают.
Весь бюджет семьи – эти гроши и пособие по инвалидности для Володи в 8 тысяч рублей, часть которых ежемесячно уходит на лекарства. На оставшиеся деньги семья выживает.
– Продукты в магазине беру в долг, – продолжает Ирина, – А в школе в этом году наших детей кормили бесплатно, повезло…
В полуразвалившемся доме одна комнатка и кухня, ветхая мебель. Больше 15 лет семья ютится на 30 квадратных метрах.
– Зимой все спим в этой комнате: на диване, на раскладушке, на полу, – рассказывают дети, – а летам отец на веранде спит, чтобы тесно не было.
Домик отапливают печкой, и сейчас нужны 7 тысяч рублей на дрова, но где их взять родители не знают. Чтобы помочь семье, в августе 14-летний Дима работает в колхозе за 500 рублей. Отдел соцзащиты раз в год выделяет по тысяче рублей на ребёнка.
– Хлеб я сама пеку, молоко, яйца-домашние, овощи с огорода, – говорит мать детей, – живём как-то…
Но как они живут, представить трудно: порадовать детей вкусным родители не могут, денег на одежду нет, и помочь им некому. Государство, которое ещё вчера призывало их рожать, сегодня, поставив галочку о приросте рождаемости, благополучно о них забыло…
Долг не потянуть
Анна Семёнова из Нового города одна воспитывает троих детей: 8-летний Илья пошёл в 3-й класс, 6-летняя Ангелина и 4-летняя Лиза ходят в садик. Со вторым мужем женщина развелась 5 лет назад, и все заботы о воспитании малышей легли на её плечи.
– Муж пил, играл в автоматы и денег не приносил, -рассказывает Анна, – теперь и алиментов не платит.
Последние годы Семёновы еле сводят концы с концами. Из-за постоянной нехватки денег накопился долг по квартплате – более 100 тысяч рублей. 5 лет женщина работала уборщицей, получая 4300 рублей, которых с трудом хватало даже на еду, и в марте Анна уволилась. Несколько месяцев искала высокооплачиваемую работу, но с 3-мя детьми это непросто. Недавно она устроилась помощником воспитателя в детсад и снова получает 4600 рублей. Семья выживает на зарплату, копеечные алименты за Илью и мизерные пособия на детей.
– В этой сложной ситуации есть 3 варианта, – говорит Елена Салихова, представитель управляющей компании, обслуживающей дом, где живут Семёновы, – Продать 3-комнатную квартиру, купить 2-комнатную и выплатить долг, либо продать квартиру в этом районе и купить равноценную, но подешевле в другом, или их имущество опишут и продадут с торгов.
Но у Семёновых много и других долгов. Анна не знает, как расплатиться за квартиру, как собрать в школу сына и чем кормить детей.
– С зарплаты отдам 2 тысячи долг за садик, куплю сыну вещи в школу, а на еду и тысячи не останется, – переживает Анна. -Родители умерли, а родственники не помогают, потому что не сдала Лизу в детдом. Говорят, сама виновата, родила – воспитывай…
Женщина надеялась, что материнским капиталом можно погасить долг, но закон этого не позволяет. Анна обратилась в приёмную губернатора Сергея Морозова и сейчас очень надеется на его помощь.
Подкосила беда
В Засвияжье живёт многодетная семья Зароновых, в которой четверо детей. 16-летний Андрей, 15-летний Вадим, 11-летний Олег, 4-летняя Оля. Ещё пару лет назад они жили в достатке -семью обеспечивал отец. Он работал в компании по об-I служиванию жилья, и на всё I необходимое денег хватало. Но у Игоря неожиданно начала гнить нога, и в марте он ушёл на больничный, стал получать 7 тысяч в месяц. Сразу перестало хватать денег, и супруга Игоря Елена устроилась на завод уборщицей за б тысяч рублей. Игорю нужна дорогостоящая операция, которую сделают в Москве по квоте. Он уже сдаёт анализы, и вскоре ему предстоит поездка, но на дорогу у семьи денег нет.
– Проблема ещё в том, что жильё муниципальное, – делится наболевшим Елена. – Своего у нас нет, и постоянно приходится его менять. В 2012 году контракт закончится, и нас Могут попросить съехать.
– Деньги нужны, чтобы детей в школу собрать, – говорит Игорь, – после операции мне дадут 2-ю группу инвалидности и на высокооплачиваемую работу уже не возьмут…
Квартира Зароновых нуждается в капремонте: в окнах огромные щели, из-за плохой системы отопления холодно. С просьбой помочь семья обращалась в мэрию, но «в городских социальных программах средства на ремонт жилых помещений не предусмотрены».
– Власти за демографию борются, а помогать не хотят. На бордюры деньги нашли, а как помочь многодетным – так денег нет! – возмущается Елена. – У нас уже руки опускаются…
Анна РОСЛОВА