Ульяновск на протяжении последнего времени стабильно сохраняет статус города доступного бензина. На 1 августа 2011 года в российском рейтинге Ульяновск находится на 16 месте снизу по России по ценам на бензин и на 4 месте так же снизу в Приволжском округе, примечательно, что ниже из наших соседей цены держат только нефтеносные Уфа и Оренбург. У нас цены на топливо растут, но как то медленнее, чем везде в России. Рост цен – неприятное явление, но факт остается фактом: приезжаешь из нефтяной Самары и не менее нефтяного Татарстана в Ульяновск и тебя встречают более низким ценником на бензин.
Причин более низких цен в Ульяновске несколько, и одной из важнейших является наличие вертикально-интегрированных компаний (ВИНК) в регионе, которые получили четкое указание Председателя Правительства РФ – снизить цены в феврале 2011 г. Разброс цен на региональном рынке есть: разница такая – в Роснефти недорого, в Татнефти на рубль дороже, но все тот же ГОСТ, а между ними в ценовой нише «болтаются» разномастные АЗС местных топливных олигархов: «Оптан-Ульяновск», «Ресурс-Ойл», «Эко-нефть», «Магус» и другие. Достоверно известно, что топливо в Ульяновск в основном поставляется с Самарской группы заводов (Роснефть), Альметьевска (Татнефть), Уфимской группы заводов (АФК-Система).
Принцип ценообразования в ВИНКах: есть указание Правительства остановить галопирующий рост цен, минимизировав наценку, обеспечить сельчан топливом по льготным ценам, вот они и цены держат, и сельчан себе в убыток обеспечивают. Потому что надо, потому что есть ответственность.
Таким образом, розничный рынок нефтепродуктов Ульяновска можно четко разделить на две составные части: автозаправочные станции ВИНК (Роснефть, Татнефть) и так называемые независимые автозаправочные станции местных частных владельцев.
По мнению экспертов, независимые автозаправочные станции руководствуются несколько иным принципом ценообразования: у ВИНКа приобретается топливо оптом, прикручивается процентов 30 наценки и продается. Раньше все работало безотказно: миллионы сверхприбылей шли в карманы местным топливным олигархам – владельцам так называемых независимых сетей.
В феврале как по волшебной палочке все остановилось, правительство призвало цены снизить, а как это сделать не сказало. В итоге нефтяные компании административно снизили розничные цены на рубль, а опт остался на прежнем уровне. Это событие стало началом возможного краха местных частников, ведь наценивать 2-3% от стоимости на бензин они не привыкли.
С февраля по август 2011 года Ульяновск зарабатывал славу города доступного бензина: «Роснефть» стойко держала цены, «Татнефть» периодически пыталась подрасти в ценах, независимые АЗС безмолвствовали – скрежетали зубами, потому что прибыль была очень мала. Таким образом, наступил момент истины: против ненавистных ВИНКов бросили все, с одной целью дискредитировать их в глазах общественности и заставить поднять цены. Появились письма в прокуратуру, Управление федеральной антимонопольной службы с требованиями наказать местных руководителей ВИНК, начался вой псевдоправозащитников о том, что душится малый и средний бизнес. На автолюбителей владельцам так называемых независимых АЗС было скорее всего наплевать, как впрочем и на премьера и президента, лишь бы карман вовремя пополнялся звонкой монетой. Издержки нынешнего законодательства позволяют это сделать, по крайней мере начать травлю любых позитивных начинаний. Даже таких, как доступные цены на бензин.
Во всем мире розничный бизнес автозаправок имеет рентабельность максимум 5-7%, просто деньги там зарабатывают не только на топливе, но и на магазинах, при которых находятся автозаправочные станции. Владельцы так называемых частных независимых АЗС этого не могут или не хотят, предпочитая по старинке интриговать и заставлять повышать цены не мытьем, так катаньем.
У частных независимых АЗС есть и еще один выход – реализация контрафактного топлива или в просторечии «паленого бензина», произведенного на подпольных заводах. В качестве примера приведем факт закрытия подпольного производства горючего, которое располагалось в одном из складских помещений на улице Хваткова. Некое ООО «Кардинал» имело лицензию на транспортировку и хранение нефтепродуктов. Однако, вопреки закону, фирма не только закупала в Самарской области нефть и ввозила её в Ульяновск, но ещё и организовала подпольное производство горючего, которое потом скорее всего и расходилось по независимым АЗС.
Клиентам на таких заправках предъявляется паспорт на качественное топливо одного из крупных легальных заводов, зарекомендовавшей себя нефтяной компании (ВИНК). Дело в том, что зачастую может быть один из десяти реализованных бензовозов на такой АЗС действительно куплен у нефтяной компании, а все остальные могут быть производства какого-нибудь мелекесского «нефтеперерабатывающего самовара». ВИНКи к себе такой продукт просто не пустят, у них принципиально иная логистика.
При использовании контрафактного топлива рентабельность АЗС местных топливных олигархов может взлететь в разы, а несчастные автолюбители кроме затрат на бензин вынуждены тратиться на ремонт двигателя своего любимого автомобиля.
Противостояние местных топливных олигархов с ВИНКами имеет место быть и арсенал мелких приемов и подстав у первых практически достаточно широк, он виден невооруженным взглядом: письма, обращения, суды, прорехи в законодательстве. Главное то, что проигрывает от этого простой потребитель, для которого бензин становится все более недоступным, а также в отдельных случаях как указывалось выше еще и некачественным.