Георгий Кузнецов
Новое оборудование Ту-204СМ на 90 процентов представлено отечественными разработками.
Сегодня открывается Международный авиакосмический салон в Жуковском, в летной программе которого принимает участие первый экземпляр самолета Ту-204СМ производства Ульяновского «Авиастар-СП». Борт номер два отправился в Подмосковье из аэропорта «Ульяновск-Восточный» только в субботу, 13-го, и будет представлен на статистической стоянке салона для презентации кабины экипажа.
Собственно, именно кабина является одним из главных отличий новой модели. Во-первых, она рассчитана на экипаж только из двух летчиков (предыдущие модификации «тушек» пилотировались тремя, а то и четырьмя специалистами). Во-вторых, в самолете практически полностью обновлена авионика (электро-, радио- и навигационное оборудование) плюс усилен контроль экипажа над ней, что, собственно говоря, и позволило сократить число его членов. Как сказал помощник генерального директора «Авиастар-СП» по летным испытаниям Геннадий Семочкин, новое оборудование на 90 с лишним процентов представлено отечественными разработками, что позволяет выделить целевую аудиторию потенциальных заказчиков – российские авиакомпании.
Кстати, на недавнем рабочем совещании президент ОАО «Туполев» Александр Бобрышев отметил, что за последнее время наблюдается ряд позитивных событий по продвижению проекта Ту-204СМ на авиационный рынок. Со стороны российских авиаперевозчиков был отмечен интерес к лайнеру, достигнуты договоренности о продолжении контактов, переговоров и осмотре самолета Ту-204СМ на летно-испытательной и доводочной базе ОАО «Туполев». Но конкретика пока держится в секрете. Так, по словам вице-премьера областного правительства Вильдана Зиннурова: «Не стоит забегать вперед, да, мы ждем стартового контракта на Ту-204СМ, чтобы начать массовое производство. Определенные надежды, безусловно, возлагаем на МАКС-2011. Несмотря на то, что пока выполнено только 20 процентов испытательных полетов, все заявленные характеристики модели уже подтверждены. Более того, могу еще раз заявить, что высокая стоимость Ту-204СМ – не что иное, как блеф: благодаря работе с поставщиками удалось зафиксировать ее на уровне одного миллиарда 70 тысяч рублей, что едва ли не на треть дешевле импортных аналогов. По той же причине снижения себестоимости для начала рентабельного производства будет достаточно стартового контракта на 10-12 экземпляров, а не на 40, как просчитывалось ранее. Цена же владения любым самолетом является довольно высокой, так как в схеме покупки всегда немало посредников, которых можно понять – они хотят заработать денег». (Как стало известно «Ульяновской правде», в первую очередь производители Ту-204СМ рассчитывают на МАКС-2011 на подписание контракта с «Аэрофлотом».)
В Жуковский второй экземпляр Ту-204СМ пилотировал экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Виктором Минашки-ным. Этот же экипаж перегонял в Подмосковье и первый лайнер, так что, по словам командира, уже высоко оценил его достоинства. «Возможно, кому-то и будет нелегко переучиваться на новый интерфейс кабины, – сказал Минашкин, – но то, что «поколению пепси», с рождения привыкшему к компьютерам, это дастся легко, не подвергается сомнению».

СПРАВКА «УП»
Ту-204СМ обладает следующими летными характеристиками: максимальный взлетный вес -108 тонн, пассажировместимость – 215 человек, дальность полета с 215 пассажирами – 4800 км, со 166 (двухклассная компоновка) – 6100 км. Проектный ресурс составляет 60 000 часов/45000 полетов/25 календарных лет. Лайнер оснащен новыми двигателями пермского завода ПС90А2, по надежности в полтора-два раза превосходящих прототип ПС90А. По приблизительным данным, производство каждого экземпляра принесет областному бюджету минимум 60 миллионов рублей доходов.