Новые нормативы на услуги ЖКХ обещают ввести в Ульяновске уже с 1 января 2012 года.
В погоне за сверхприбылью власть и частники не стесняются даже скорых думских и президентских выборов.
А главное: ни одного аргумента за пересмотр нормативов нет.

Одним из основных доводов в пользу пересмотра называют то, что нормативы не менялись уже давно. В связи с этим – вопрос: а что такого произошло в мире для ульяновцев, что потребовало бы пересмотра нормативов (вернее, их повышения – будем уж говорить прямо)? Может, население города начало расходовать больше горячей, допустим, воды? Нет, оно, напротив, стало расходовать ее меньше, поскольку горячая вода не идет больше на стирку. Стиральные машины-автоматы, которыми обзавелось абсолютное большинство квартир, подключены к холодному водоснабжению, а платят горожане за ГВС по нормативу, установленному еще до широкого распространения автоматов. Может, жители теперь больше сжигают газа? Но с чего бы? Одну и ту же курицу с картошкой по два раза ведь не жарят. Или в квартирах стало теплее? Нет, в них по сравнению с советскими временами, откуда и пришли нормативы, стало заметно холоднее. И так далее.

Другим аргументом за повышение, например, норматива потребления тепловой энергии один из топ-менеждеров предприятия-поставщика назвал недавно то, что в Ульяновске он ниже, чем в соседних областях. Довод абсолютно, я считаю, надуманный. Известно, что та же горячая вода в Ульяновске дороже, чем во всех остальных областных центрах Приволжского федерального округа. Практически аналогичная ситуация и с отоплением. При заниженных нормативах такого быть не может.

Как рассчитывался норматив на отопление, никто не знает, но велико подозрение, что сделано это было следующим образом. Всю тепловую энергию, выходящую с ТЭЦ, чохом поделили на общее количество квадратных метров отапливаемого жилья и получили нынешние 0,19 Гкал на метр в год. В результате повесили на горожан оплату не только того, что они получают в свое жилое помещение, но и всех потерь на длинном пути тепла от ТЭЦ до домов.

Есть и еще один момент, который усугубляет несправедливость существующего норматива.

Мощность ТЭЦ не изменилась, оставшись такой, какой была при их сдаче в эксплуатацию 30-50 лет назад. А вот жилой фонд города за это время изменился, увеличившись, по моим оценкам, на два миллиона квадратных метров – с 10 млн до 12 млн. Новые дома вешаются на те же сети, и вырабатываемое ТЭЦ тепло делится теперь на большее количество квартир. Потому, скорее всего, в них и стало холоднее, чем было при Советах.

Норматив же (расчетное тепло на один метр) остался старым, хотя должен был бы быть уменьшен как минимум на 20 процентов.

Можно привести и другие аргументы против повышения нормативов, но нет смысла. Без особого риска ошибиться можно предположить, что власть сделает все, чтобы их повысить. Можем предположить, что та, якобы отобранная по конкурсу, компания, которая будет вырабатывать новые нормативы, получит взятку за «нужные» цифры. Чиновники получат еще большую взятку за утверждение этих цифр. И будут впаривать ульяновцам, что теперь нормативы ближе к реальности. Как отреагируют на это ульяновцы перед выборами, на которых «Единая Россия» нацелилась на победу, увидим в декабре и в марте.

Как отреагирует задолженность за ЖК-услуги, известно и сейчас – она вырастет. Смешно выглядит, к слову сказать, замечание упомянутого выше топ-менеджера, что долг горожан за тепло (около трех миллиардов рублей) потому в Ульяновске так и высок, что норматив, дескать, занижен. Где логика? Ведь получается, что при меньшей стоимости тепла люди за него не платят, а при более высокой будут платить. Нет, господа, все наоборот. Неплатежей будет еще больше, что мы отмечаем раз за разом. Повторяем раз за разом и рецепт, он все тот же: снижайте тарифы, а не повышайте их.

Юрий Кашинский