За прошедшую неделю бензин в Ульяновской области подорожал на 3,4%, что сразу поставило нашу область на «почетное» второе место по динамике роста цен на ГСМ среди всех регионов России. Впереди был только Татарстан с ростом на 3,6%. Сегодня же цены на бензин на заправках перешагнули психологически важную отметку в 27 рублей за литр 92-ого, т.е. вплотную приблизились к отметке доллар за литр, и каждый день топливо продолжает дорожать на 10-30 копеек. Когда это закончится и с чем это связано? Мы решили найти ответ на этот вопрос.
Оказалось, что получить однозначный ответ ой как непросто, более того, практически невозможно. Причина банальна – тренд повышения стоимости топлива общероссийский, а не региональный. Понятно, что причины этого явления покрыты мраком даже для самих участников рынка. Кто-то из производителей ссылается на устаревшее оборудование, кто-то на сезон сельхозработ, кто-то на мировые тенденции. Но факт остаётся фактом – оптовые цены на топливо растут, причём одинаково по всей России. Почему же в Ульяновской области бензин дорожает сильнее, чем в других регионах?
С этим вопросом мы обратились к начальнику отдела АЗС компании «Татнефть» Рафикову Римму Гиниятулловичу, который пояснил, что происходит не глобальное подорожание бензина как такового, а выравнивание цен по сравнению с общероссийским уровнем. Буквально на днях и Ульяновская область и Татарстан попросту достигли среднероссийского уровня цен на топливо.
Этот факт подтвердили нам и в УФАС по Ульяновской области, отметив, что в течение 2011 года в Ульяновской области сохранялся более низкий уровень цен на бензин, и лишь в последние недели запустился механизм их «выравнивания» относительно соседей.
Этот механизм, судя по всему, и был вызван началом повышения оптовых цен на топливо его производителями. Заработали рыночные схемы, которые заставили розничных продавцов повышать цены до уровня безубыточности. Возникает логичный вопрос – а почему тогда продавцы не повышали цены до среднероссийских раньше? Ведь, по сути, они теряли часть прибыли?
Римм Гиниятуллович пояснил, что дело в высокой зарегулированности рынка. «Контроль в Татарстане и в Ульяновской области жестче, чем где бы то ни было» – заявил нам Рафиков. Продавцов регулярно «прессует» ФАС, постоянно новые регуляторы вводит правительство. Получается, что «ГСМщики» были попросту вынуждены держать цены ниже средних по стране, чтобы не попасть под очередные санкции. Сейчас же заработал механизм, который никак не связан с продавцами – торговать себе в убыток никто не будет.
И тут внезапно ФАС из врагов стал союзником. Как нам сообщили ульяновские «антимонопольщики», в управление поступил ряд заявлений от розничных компаний на действия оптовиков, которые были направлены в ФАС России. Получается, что именно ФАС опять достаётся роль главного регулятора цен на топливо в регионе. Напомним, что низкие цены на бензин, державшиеся в области с начала года, это в основном заслуга антимонопольной службы. После довольно шумного «процесса о сговоре» продавцов, компании вели себя крайне осторожно, избегая любых намеков на обвинения. Но в этот раз «час Х» пробил не на местном уровне, поэтому надеяться на удешевление бензина не приходится. Вряд ли это случится даже в том случае, если ФАС России удастся найти сговор в действиях оптовых продавцов. Опыт показывает, что на розничной цене бензина такие вещи отражаются только в одну сторону – в сторону удорожания.
Эксперты прогнозируют рост цен на бензин наступающей осенью до 20%, т.е. второй важный психологический барьер в 30 рублей за литр мы рискуем преодолеть уже к сентябрю. Цены в Ульяновской области безо всяких сомнений будут расти так же как и в среднем по России. Критично ли такое повышение? Мы решили узнать мнение простых и не очень автомобилистов по этому поводу.
Дмитрий Ежов, председатель общественного движения автомобилистов Ульяновска:
«Цензурных слов у меня нет. Хочу встретиться с компаниями-торговцами и выяснить правду, а то они там вид делают, что молодцы и за добро».
Михаил Белый, журналист:
«На самом деле, бензин стоит дороже, чем в США. У меня траты на бензин – огромная составляющая в личном бюджете. Около 4 тысяч в месяц – не менее. Подорожание бензина сильно на мне отразится».
Игорь, руководитель отдела в коммерческой фирме:
«Да обнаглели просто совсем! Живём на нефти, а бензин стоит дороже, чем в США, где своей нефти давно нет. Такое чувство, что за наш счёт просто тупо кто-то наживается и всё. Обдирают нас».
Андрей, программист:
«Давно перешел на газ, так он за ночь на 3 рубля подорожал! Скоро что, на ослиную мочу переходить? Зарплаты поднимайте, а уж потом цены».
От редактора:
Хотелось бы добавить, что если прогнозы экспертов сбудутся, то об уровне инфляции в обычные (реальные) 15-20 процентов по итогам года придётся забыть. Цены взлетят как минимум процентов на 35, причем в первую очередь подорожают продукты первой необходимости – хлеб, молоко, овощи, мясо… Отличный подарок властей к собственным выборам, причем подарок не только нашему региону, но и всей стране. Почему мы обвиняем власти, если речь идёт о рыночных механизмах? Да по причине того, что свободного рынка нефтепродуктов у нас в стране нет, все регуляторы находятся в руках у государства. Так почему же власти идут на такой серьёзный системный риск? Ответа на этот, главный, вопрос нет.
алексей
Коллеги! Давайте все-таки определимся в роли антимонопольной службы. С начала августа эта самая служба проводит проверку в отношении некоторых продавцов рынка по причине того, что они держат монопольно низкие цены на рынке Ульяновской области. Не верите – спросите у УФАС. Низкие цены – это заслуга нефтяных компаний в регионе, который держали их низкими до последнего и только после обращения местных продавцов в УФАС – начали поднимать.
По поводу – роста цен и прочего. Давайте спросим у государства на сколько выросли налоги на отрасль за последий год. В цене Аи-92 – сейчас это почти 26 рублей , почти 16 рублей налогов, прочем эта составляющая ежегодно растет. Так что давайте спросим в власти чего она хочет таким образом добиться ежегодно увеличивая нагрузку на своих граждан, с трудом поднакопивших денег на и так недешевое авто по программе утилизации.
Житель
Давайте подождем
Как только изменят принцип финансирования строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры – цена за литр бензина подскочит сразу на 7-10 рублей
Это изложено в предложениях рабочей группы СТРАТЕГИЯ-2020
С одной стороны это справедливо – кто много ездит, тот и платит
С другой стороны это сразу ляжет в цену транспортных расходов и цены на все, за что платит конечный потребитель – пропорционально вырастут
За все заплатит население
Гречка уже по 160 !!!
= гречневая икра
мимо шел
в Волгограде на Лукойле 92-й по 24,80
в Астраханской по 24,90
В Саратовской 25,50 на тнк
вот и считайте разницу.
Злой
Не забудьте в декабре и в марте благодарность в виде галочки поставить. Е..ная Россия заботится о нас. А Ежов признался на прошлой неделе, что он поддерживает текущую валсть. Так и нечего тогда встречаться с нефтянниками, это федеральная поляна сами знаете кого.
Пъяный конному не пеший
http://autorambler.ru/journal/events/22.08.2011/560969667/
Владимир
Вчера приехал с Саратовской области, заправлялся на THK, A-92 – 25.30 руб.
А в Венесуэле – 92-ой – в пересчёте на рубли- 4руб 30 коп
Владимир
А вам слабо?!
Владимир
И ещё раз. А вам слабо?!
Водитель
С 15 по 19 августа был в Удмуртии. 95-й на 1,5 рубля дешевле нашего.