Вопрос, быть ли новой атомной электростанции в Димитровграде, похоже, уже решен. Да и сомнений, впрочем, в этом быть не может, не то нынче время, когда учитывалось бы мнение людей. Кто-то где-то сел, подмахнул и – вперед! Да и ладно бы, если бы не мелочи.
Во-первых, новая АЭС откровенно не нужна. Электроэнергии, которую на ней собираются вырабатывать, в России и так не мерено, ее просто некуда девать. Потребности страны в ней полностью покрывают гидроэлектростанции, и ТЭЦ, например, (теплоэлектроцентрали), изобретенные для комбинированного производства электричества и, в качестве попутного продукта, тепла, вынуждены работать в режиме печки-буржуйки – только на тепло. Это нерационально, неэффективно, но что делать, если в дополнительном электричестве никто не нуждается. И по делу стоило бы заглушить все существующие АЭС в стране, себестоимость вырабатываемой электроэнергии на которых гораздо выше, чем на ГЭС.
Во-вторых, глубочайшее недоверие вызывает автор проекта АЭС в Димитровграде – «Росатом». С тех пор как главным атомщиком России стал Сергей Кириенко, у ведомства остались одни понты, то есть декларации, что мы страшно, крутая ядерная держава, что Готовы построить АЭС для любого государства и всем их предлагаем. Между тем есть всего один реальный пример сотрудничества в ядерной сфере – это АЭС в Иранском Бушере. Строит ее «Росатом» уже 16 лет, с 1995 года. Если бы от этой АЭС зависела жизнь иранцев, они давно бы, вероятно, умерли.
А ведь в международном проекте задействованы, надо думать, Лучшие кадры «Росзтома». И вот эти лучшие, возятся е-объектом уже почти два десятилетия. Какие кадры остались для внутреннего пользования,, можно только гадать.’ Скорее, никаких. О том, что .атомная отрасль лишается специалистов, писались уже не раз. Кто пришел в-нее в советское время, достигают или уже достигли пенсионного возраста. Со сменой им – про-. блема. Квалификация той молодежи, что учится на коммерческой основе, мягко говоря, сомнительна. Талантливые же выпускники вузов уезжают жить и работать за рубеж, где толку побольше, а понтов поменьше. И кому строить эту нашу Димит-ровградскую АЭС, и кому на ней потом работать?
Легкое недоумение вызывает и партнер «Росатома» в проекте – олигарх Олег Дерипаска. Он-то чего в этом деле понимает? В общем, куда ни кинь, везде фонит.

Василий Мельник