Георгий Кузнецов
В Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2011» приняли участие 793 компании из 40 стран. Авиасалон прошел на территории в 50 га, выставочная площадь составила 36 тысяч кв. м. Постоянными партнерами «МАКСа» выступили правительство Ульяновской области, ЗАО «Авиастар-СП» и ГК «Волга-Днепр». Множество других предприятий авиационной направленности региона представляло свои разработки на стендах головных компаний и корпораций. Впервые самостоятельной «боевой единицей» стал Ульяновский международный авиатранспортный форум.

Правительство
Целью совместного участия в «МАКСе-2011» экспозиций Ульяновской области и ЗАО «Авиастар-СП», по словам вице-премьера областного правительства Вильдана Зиннурова, было продвижение Ульяновска как центра российского авиастроения под столичным брендом и объявление ряда инициатив, должных способствовать, по мнению разработчиков, развитию отечественного авиапрома.
Из мероприятий, проведенных ульяновской делегацией, выделим полномасштабную презентацию авианаправленности области (бренд «Ульяновск – авиационная столица России», Международный авиатранспортный форум, Портовая особая экономическая зона и т. п.). «Круглый стол» «Современная производственная модель в авиастроении», в рамках которого глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина вручила свидетельства, удостоверяющие регистрацию лица в качестве резидента ПОЭЗ, представителям компаний ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск», ООО «ФЛ Техникс Ульяновск» (дочерней организации международной компании Avia Solutions Group) и ООО «Авиационный завод «Витязь». При этом министр отметила уникальность ульяновской Портовой зоны: «Это первая в России экономическая портовая зона. Не случайно, что она сформирована именно в Ульяновской области. Ульяновск является признанным центром российского авиастроения с несомненными конкурентными преимуществами. Это, прежде всего, выстроенная инфраструктура и налаженный механизм деловых коммуникаций».
Третьим масштабным мероприятием делегации стала презентация проекта «Лига юных авиаторов».
Также представители правительства области подписали на авиафоруме три соглашения. Межрегиональное соглашение о сотрудничестве в сфере развития авиации (подписи поставили руководители Ульяновской, Самарской, Московской областей, Пермского края, Татарстана и г. Москвы). Соглашение стало первым камнем в фундамент создания ассоциации авиарегионов. Причем нельзя исключать, что в нее войдут и зарубежные партнеры. Как образно говорит Вильдан Зиннуров, «глас народа должен быть услышан – для лоббирования возрождения российского авиапрома необходимо, чтобы не один глава региона стучался во все двери, а десять и ежедневно».
Второе соглашение посвящено сотрудничеству в сферах энергоэффективности и энергосбережения и речь в нем идет о создании на ОКПБ «Искра» (с участием «Росэлектроники» и ЗАО «Новые технологии света») светодиодного производства. Востребованность темы и 150 миллионов рублей инвестиций должны помочь некогда известному предприятию встать на ноги.
В последнем соглашении достигнута окончательная договоренность (предварительная появилась еще в апреле на МАТФ) о совместном продвижении Международного авиакосмического салона и Международного автотранспортного форума на всех рынках. При этом именно ульяновский форум должен стать главной деловой площадкой, а «МАКС» сосредоточится на выставочной деятельности.
Всего же было проведено более 50 встреч по разным направлениям. Обсуждались возможности создания новых производств, возможности начала пассажирских перевозок из Ульяновска в Европу и грузовых – из Юго-Восточной Азии через Ульяновск в Европу. Достигнута предварительная договоренность о производстве еще трех экземпляров Ил-476 (то есть всего их будет уже пять). Губернатор Сергей Морозов лично провел полтора десятка переговоров, среди которых переговоры с руководством краснодарской компании SimAviation и авиакомпании UTаir. Первая, возможно, возьмется за проект создания на территории России сборочного производства американских самолетов общего назначения «Piper». Вторая – создаст центр обслуживания воздушных судов на базе ПОЭЗ. Там же, на территории ПОЭЗ, по словам президента ОАК Михаила Погосяна, будет создан центр интерьеров самолетов (кресла, панели, перегородки и т.д.) для всех наших отечественных лайнеров.

ПОЭЗ
По словам директора ульяновского филиала ОАО «Особые экономические зоны» Дениса Барышникова, никакой другой авиационный салон не принес ульяновской ПОЭЗ столько пользы, сколько два последних «МАКСа». Только в ходе «МАКСа-2011» три компании выразили твердое намерение стать резидентами ПОЭЗ. Ровно столько же, сколько за предыдущие два года. Сейчас их предложения анализируются, но сами компании уже готовы к разработкам бизнес-планов и защите их на всех необходимых комиссиях.
Кстати, напомним, чем будут заниматься три резидента, уже получивших сертификаты. Компания «Волга-Днепр Техникс» предложила проект по созданию центра технического обслуживания, ремонта и модернизации воздушных судов. Ориентировочный объем инвестиций составит свыше двух миллиардов рублей, проект позволит создать более 600 новых рабочих мест. «ФЛ Техникс Ульяновск» также предполагает создание центра технического обслуживания воздушных судов «Boeing», «Airbus» и других типов. До 2018 года планируется построить не менее трех ангаров площадью 5 тысяч квадратных метров каждый для обслуживания воздушных судов и открыть не менее 360 рабочих мест к моменту окончательной реализации проекта. Объем инвестиций составит порядка 800 миллионов рублей. Третий проект, принадлежащий авиазаводу «Витязь», нацелен на организацию сборочного производства самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 – воздушных судов малой авиации, способных к посадке в любых климатических условиях. Это даст региону порядка 100 рабочих мест. Предварительные инвестиции в проект составят более 450 миллионов рублей.
Три плюс три, как известно, получается шесть. Но еще ровно десять компаний проявили серьезную заинтересованность в ПОЭЗ и сейчас просчитывают, насколько прибыльной будет для них резидентура. «При таких темпах, – говорит Денис Барышников, – к середине 2013 года мы займем все 120 га первого пускового комплекса ПОЭЗ, к этому же времени будет создана вся инфраструктура и появятся первые производства».

«Волга-Днепр»
Без преувеличения прорывным стал «МАКС-2011» и для группы компаний «Волга-Днепр». Одна из крупнейших в мире грузовых авиакомпаний подписала техническое задание на модернизацию всех десяти принадлежащих ей Ан-124-100. Как сказал исполнительный директор «Волга-Днепр» Валерий Габриэль, это необходимо для соответствия перспективным требованиям, которые станут актуальными уже через 10-15 лет. В первую очередь, необходимо обновить двигатели и поставить более точную авионику, что неизбежно потребует серьезной модернизации всего борта. Утвержден полуторагодовой график всей модернизации, которой будет заниматься ГП «Антонов», и после всех сертификационных испытаний первого «Руслана», через три года и три месяца остальные машины будут переделываться на «Авиастаре». В итоге должна вырасти грузоподъемность (со 120 до 150 тонн), дальность полета (с 4,5 тысячи км до 5 тысяч), а срок службы модернизированных самолетов составит 50 лет, или 12 тысяч посадок. Валерий Габриэль уверяет, что эти лайнеры станут 85-процентной основой нового лица следующей модели «Руслана». То есть вложения «Волга-Днепра», которые просчитываются в районе $ полумиллиарда, по сути, являются огромным вкладом в возобновление серийного производства «Русланов».
Также «Волга-Днепр» подписала соглашение о намерениях по разработке по ее заказу Ан-178 (компания еще два года назад выказала желание нарастить парк за счет самолетов меньшей вместимости), а ее «дочка» – «Волга-Днепр Техникс» получила сертификат и подписала соглашение об обслуживании на своем заводе, расположенном на территории ПОЭЗ, самолетов SJ-100.

Губернатор Сергей Морозов:
«У отечественного авиапрома есть как обнадеживающие, так и тревожные факторы…».
ЗАО «Авиастар-СП» впервые на «МАКСе-2011» представило самолеты Ту-204СМ: один лайнер на статической стоянке, второй участвовал в летной программе. Несмотря на то, что президент ОАК Михаил Погосян в очередной раз подтвердил, что этот проект является основным для российской транспортной авиации, и несмотря на не прекращающиеся переговоры с потенциальными заказчиками, дело с мертвой точки на «МАКСе-2011» не сдвинулось.
Не появилась ясность и с местом производства Ан-170. Хотя в стратегии развития ОАК и прописано, что основной площадкой для сборки транспортников является «Авиастар-СП», все больше и больше разговор идет о том, что это производство отдадут Воронежскому заводу. По мнению специалистов, вопрос будет решен в сентябре.