Участники фармацевтического рынка пугают население закрытием половины аптек и ростом цен на лекарства.
Такова реакция владельцев аптек на жесткие рамки, в которые их поставило государство, с одной стороны, установив госрегулирование цен на жизненно важные препараты, с другой – отменив льготный режим налогообложения.

Основная причина недовольства представителей фармацевтического бизнеса – отмененный для аптек с 1 января 2011 года социальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), который был заменен НДС. Одновременно с этим возросли тарифы страховых взносов: с 14 до 34 процентов.

Первой реакцией аптек на ужесточение налогового режима стал уход в тень. Как рассказала на условиях анонимности провизор одной из ульяновских аптек, с начала года официальная зарплата стала оформляться лишь на двух человек – директора и бухгалтера – все остальные стали получать зарплату в конвертах.

В Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) считают, что повышение налогов приведет к непоправимым последствиям на рынке лекарств. Ситуация в фармотрасли усугубляется качественно неоднородным составом ее участников. Доля прозрачного рынка в аптечном сегменте сегодня составляет лишь 30 процентов – это крупные аптечные сети (15 процентов) и государственные и муниципальные аптеки (15 процентов), которые выполняют функцию социального обеспечения труднодоступных районов. Большая часть рынка (70 процентов) – это единичные аптеки, которые никак не контролируются. Рост налогового бремени вынуждает мелких игроков использовать «серые» схемы. Это приведет к увеличению непрозрачной доли рынка и уменьшению его «цивилизованной» части. По прогнозам экспертов, 40% аптек будут закрыты до конца года из-за убыточности. По мнению экспертов РААС, исчезновение крупных игроков и уход бизнеса в тень несет дополнительные риски – неизбежное падение качества продукции и опасность для здоровья населения. Кроме того, эксперты предполагают рост цен на лекарства на 10 процентов до конца года без учета НДС. Из-за недостатка финансирования аптекам также придется отказаться от систем дополнительных скидок для пенсионеров и участников различных социальных программ.

В качестве еще одного фактора, мешающего жить, фармацевты называют вступивший с 1 сентября 2010 года в силу Закон «Об обращении лекарственных средств». Согласно ему, розничная цена лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), а это более двух тысяч наименований, или около 40 процентов ассортимента в стоимостном выражении, должна состоять из суммы предельно зарегистрированной цены производителя, оптовой и розничной надбавок, которые варьируются в зависимости от региона. В Ульяновской области торговые надбавки установлены примерно на одном уровне: оптовая накрутка у лекарств стоимостью свыше 500 рублей за упаковку – 10 процентов, на лекарства ценою от 50 до 500 рублей – 15, а стоимостью до 50 рублей – 18 процентов. Самим аптекам разрешено завышать цены соответственно на 21, 25 и 29 процентов.

Государственное регулирование цен на жизненно необходимые препараты должно было снизить их стоимость на 5-10 процентов, что, безусловно, только на пользу потребителю. Но уже тогда участники фармрынка прогнозировали дефицит таких препаратов и завышение цен на товары, не входящие в перечень ЖНВЛС, за счет которых аптеки могут вернуть прибыль: остальные лекарства, БАДы, различные изделия медицинского назначения и т. д. «Сейчас аптеки стараются закупать при прочих равных условиях препараты с более высокой ценой, – говорит представитель одной из ульяновских аптечных сетей. – К примеру, жаропонижающие таблетки есть по цене 20 рублей, а есть и за 200 рублей. К дешевому препарату можно сделать надбавку максимум 29 процентов, к дорогому – на 25. Но если в первом случае мы получим доход 5,8 рубля, то во втором – 50 рублей».

Большинство из опрошенных корреспондентом «СК» представителей ульяновских аптечных сетей наотрез отказались как-то комментировать сложившуюся обстановку на региональном фармрынке. Другие согласились разговаривать лишь на условии анонимности.

Как объяснил один из них, в сложившейся ситуации руководители стараются «не светиться», предпочитая не открыто заявлять о своих проблемах, а «извлекать внутренние резервы».

Комментировать что-либо отказалась и руководитель Управления Росздравнадзора по Ульяновской области. Тем не менее, согласно распространенной на официальном сайте управления информации, в регионе не сокращается, а, напротив, растет количество аптек. К примеру, если на 1 мая 2010 года их насчитывалось 518, то на 1 августа – 540. Правда, увеличение произошло, главным образом, за счет коммерческих аптек (со 198 до 213) и аптечных пунктов (с 233 до 254), тогда как государственных и муниципальных аптек и аптечных пунктов стало меньше на 12 и 19 соответственно.

В министерстве здравоохранения не склонны драматизировать ситуацию. «Изменение налогового режима действительно стало для аптек проблемой, – отметила региональный министр здравоохранения Валентина Караулова.

– Но мы активно занимаемся развитием государственной аптечной сети на базе ОАО «Ульяновскфармация». Вопрос о его передаче в частные руки в настоящее время не рассматривается». При всем при этом очевидно, что снижение рентабельности государственных аптек потребует больших вливаний из областного бюджета. В итоге потребитель подвергается двойному налогообложению: платит налоги за само купленное лекарство, а потом еще тратятся его, как налогоплательщика, деньги на содержание аптек.

Дмитрий Минаев