Сегодня, 25 августа, в целом ряде регионов России пройдут организованные пикеты против принятия закона о любительском и спортивном рыболовстве. Особенно активны в выражении недовольства законом наши соседи из Самарской области и Татарстана. Впрочем, и большинство других регионов, присоединившихся к акции, поволжские, что не удивительно. Но об этом ниже, а пока особо отметим, что Ульяновск к акции, скорее всего, не присоединится. Наши земляки-рыбаки попросту не смогли быстро организоваться.

Для того, чтобы разобраться в ситуации, придётся начать издалека. В декабре прошлого года без лишней публичной огласки были разработаны поправки в закон о рыболовстве, разрешающие помимо прочего арендовать участки акватории для организации «культурной» рыбалки. Поправки прошли незамеченными широкой общественностью из-за новогодних праздников. Волнения начались позже – в марте, когда участки водоемов начали распределять между предпринимателями. В итоге по стране, а особенно на Дальнем Востоке и в Поволжье, прошли массовые акции протеста. Митинг против принятия поправок в закон прошёл в конце марта и в Ульяновске.

Тема действительно оказалась народной – на акции присутствовало более 500 человек. И это только в Ульяновске, всего же в акции приняло участие несколько десятков городов и десятки тысяч человек. Такой реакции федеральные власти явно не ждали. Пришлось включать «заднюю» – Путин заявил о прекращении распределения участков, а Медведев прямо намекнул, что всё будет по-старому, дав поручение разобраться в ситуации Генпрокуратуре.

Увы, но это «по-старому» продолжалось недолго – 18 июля на суд общественности был представлен проект федерального закона «О любительском и спортивном рыболовстве». Проект вовсе не закреплял существующий «статус-кво» – наоборот, развивал все новые нормы, прописанные в нашумевших «поправках». В проекте появилось понятие «фиш-карты», оказались введены такие понятия как «рекреационное рыболовное хозяйство», «право собственности на объекты аквакультуры» и т.д. В-общем, по мнению большинства рыбаков, участвующих в обсуждении закона, проект закладывает правовую основу под раздел акваторий.

500 рублей, чтобы откупиться от государства

Общественная экспертиза закона должна была закончиться 19 августа. Судя по всему, именно к этой дате и было приурочено совещание по вопросам развития водного хозяйства Волги с участием президента, которое прошло в Астрахани 17 августа. На совещании присутствовали главы всех поволжских регионов, включая и губернатора Ульяновской области Сергея Морозова. Обсуждались, на первый взгляд, типовые проблемы, известные давным-давно: катастрофическое снижение рыбных запасов, экология, проблемы энергетики и водоснабжения, падение уровня Волги и Каспия и т.д. Но ещё кое-что важное прошло почти незамеченным. Речь о встрече Медведева с рыбаками-любителями, которая произошла до совещания. Рыбаки якобы донесли до президента итог почти месячных баталий на форумах и различных слушаниях. Итог простой – рыбаки готовы платить за «фиш-карту», если эти деньги будут расходоваться на содержание и зарыбление водоемов, но категорически против каких-либо манипуляций с передачей акваторий в частные руки.

Аргументы прозвучали простые – рыбаки не понимают, зачем отдавать водоемы частникам, если можно на декларированные цели очистки и зарыбления пускать деньги с продажи «фиш-карт» – годовых разрешений на рыбалку. Любителей у нас миллионы, при стоимости карты в 500 рублей набегает приличная сумма, которую можно тратить на уход за водоемами.

Скорее всего, рыбаки Медведеву попались не простые. Большинство любителей посидеть с удочкой придерживаются иного мнения. Так, глава нашего ульяновского рыболовного клуба заявил:

«Откуда взялись эти фиш-карты? С чего вообще? С чего люди должны платить? Если бы облагораживали, тогда другое дело. Но облагораживания никакого».

Так считает большинство, резонно полагая, что водоемы – это общенародное достояние. Но и с «фиш-картами» готовы смириться многие. Впрочем, эти карты рассматриваются всего лишь как приемлемый вариант компромисса с властью. «Хотите нас дополнительно обобрать? Сквозь зубы стерпим и заплатим по 500 рублей – жируйте! Но водоемы отбирать не дадим!» – пишет пользователь форума одного из клубов Татарстана, выражая общее «компромиссное» мнение.

И вот совещание прошло, а срок общественного обсуждения близился к концу. Как только стало понятно, что с законом всё решено и, скорее всего, его примут, рыбаки вновь организовались – 25 августа должно стать очередным «днём X» протеста против «антирыбацкого закона», как его называют. А власти в очередной раз испугались сплачивающей силы рыбалки. Это понятно – создать в народе такой градус возмущения не способна никакая оппозиция. В итоге срок общественного обсуждения законопроекта продлили ещё на месяц. Президент признался честно «Чтобы не было митингов».

Дельта-лоббисты

Но всё это присказка. Возникает вопрос – а почему вдруг эксперты от рыбалки 17 августа решили, что с законом всё решено априори и мирными «обсуждениями» ничего не решить? Дело в прямом намеке, который сами по себе дали время и место совещания по проблемам Волги. Астрахань, 17 августа.

Низовья Волги живут рыбалкой – законной, незаконной, любительской, промысловой – всякой. Помимо прочего там давно поняли, что деньги можно зарабатывать и на водных ландшафтах. В дельту Волги только официально зарегистрированных туристов в год приезжает более двух миллионов, а их обслуживанием занята целая индустрия баз и кемпингов. Лет десять назад все это рыбацкое эльдорадо жило сравнительно припеваючи. Места и рыбы хватало на всех. Сегодня же условия изменились, причем радикально. Прессинг любительского рыболовства из-за роста количества баз вырос многократно, рыбу сильно повыбили. Усугубилась проблема и снижением уровня Каспия и Волги. В итоге перед рыболовным бизнесом низовий встали две основные задачи. Первая – повышение любой ценой уровня воды, чтобы дельта не оказалась сушей, а многочисленные базы – домиками в степи. Вторая – рыборазведение частным образом и снижение уровня конкуренции за счёт жесткого закрепления водоемов за бизнесом. Несложно догадаться, что проект нового закона писан именно под бизнесменов «от дельты».

С нашим мнением согласились и представители нескольких рыболовных клубов Саратова и Волгограда, с которыми мы списались. По их мнению, закон откровенно лоббистский.

– Кто в здравом уме будет зарыблять кусок реки, чтобы рыба уплыла куда ей вздумается? – задает риторический вопрос Сергей из Саратова. И сам же на него отвечает:

– Дураков нет, нет их и чтобы русло чистить – ты почистил, тут же нового г…на сверху нанесло, ты же и в дураках!

Получается, что условия для полноценной работы закона есть на Волге только в дельте. Там действительно есть возможность зарыблять и чистить свой участок, не боясь, что плодами трудов воспользуются конкуренты. Новый закон тут – несомненное благо для рыболовных бизнесменов, позволяя «застолбить» нужный участок и не пускать чужаков. При этом закон даёт возможность брать деньги именно за рыбалку на «своей» воде, а не за мифические «туристские услуги». В таких условиях вполне возможно, что даже будет работать и механизм частного рыборазведения. Хотя бы по причинам банальной рыночной конкуренции.

Захват ландшафтов

Вся же остальная Волга оказывается в дураках. У нас, на Средней и Верхней Волге, возможности как «поправок», так и нового закона могут рассматриваться лишь в одном ключе – в ключе захвата ландшафтов.

Очевидно, что «дураков» за свой счёт зарыблять Волгу или чистить со дна ил не найдётся. Зато любителей лёгких денег всегда достаточно, что со всей очевидностью показала прошедшая зима. Напомним, что тогда в Татарстане новые «псевдо-хозяева» акватории вовсю брали с рыбаков деньги. Единственное для этого основание – те самые недопринятые поправки в закон о рыболовстве. Но стоило лишь намекнуть, как набежали стервятники полубандитского типа. Деньги они собирали буквально со льда.

Можно считать этот факт первым опытом, который и показывает, что будет у нас, если закон будет принят в существующем виде. Но будет даже хуже, чем Вы представили! На деле закон можно использовать и вовсе без всякой привязки к какой-либо рыбалке, лишь прикрываясь ей как ширмой. По сути, создаётся механизм, позволяющий отгородить себе понравившийся бережок безо всяких оглядок на водоохранные зоны и прочие «бюрократии». И зарабатывать просто с ландшафатов, т.е. от близости Волги как таковой, делать деньги из воды и воздуха. Что ж, вполне в духе тренда эффективного бизнеса «по-российски», построенного на эксплуатации недр.

Цепь гнилых болот

Но на этом проблемы для нас не ограничиваются. Мы ещё не коснулись первой (и главной) задачи, которая стоит перед Нижней Волгой – повышения уровня воды. Проблема эта вовсе не нова. Достаточно напомнить про нашумевший позднесоветский проект переброски части стока северных рек в Волгу. Возможности реализации этого проекта, конечно, были сомнительны, но сама задача повышения запасов воды в волжском бассейне была поставлена верно. Дело в том, что в те годы уровень Каспия начал активно снижаться. Для моря этот процесс является циклическим, сейчас мы находимся как раз на фазе понижения. До абсолютного исторического минимума, конечно, ещё далеко, но Каспий уже вовсю «аукается» в волжской дельте. Обмеление, пропадание нерестилищ, снижение рыбопродуктивности, проблемы с водоснабжением и орошением… Всего и не перечислить. Что же делать?

Те же «низовики» опять решили разобраться с проблемой за счёт верховьев Волги, предложив повысить уровень воды в Чебоксарском водохранилище до проектных 68 метров. Это позволит накапливать больше воды во время зимы в верховьях, и затем наполнять ей в течении года низовья. Проект обсуждался с Медведевым 17 августа, принимались определенные решения… Вполне может быть, что дело дойдёт и до воплощения, причём в ближайшее время. И тут перед нами внезапно встаёт угроза, по сравнению с которой раздел акватории между частниками – это незаметный укус комара по сравнению с падением небоскреба. Но об этом в следующем материале.