В мае этого года большая группа российских деятелей культуры и искусства обратилась к руководству страны по поводу ситуации с соблюдением средствами массовой информации норм нравственности. Можно по-разному относиться к высказанному Никитой Михалковым, Юрием Соломиным, Владимиром Хотиненко, Василием Ливановым, Михаилом Ножкиным, Николаем Бурляевым и другими известными людьми предложению о создании Общественного наблюдательного совета для контроля за нравственным содержанием передач на телевидении. Однако очевидно, что ими поднята наболевшая и исключительно важная для каждого из нас тема, которую уже нельзя далее оставлять без внимания и соответствующей реакции.
Вряд ли кто будет спорить, что телевидение обладает колоссальными возможностями по оказанию формирующего воздействия на мировоззрение и самочувствие населения страны. От того, каким будет наше телевидение, во многом зависит и то, каким станет духовный мир нашего общества.
За последние двадцать лет российское телевидение изменилось до неузнаваемости. Совершенно утратив какую бы то ни было связь с проблемами повседневного существования основной массы россиян, ТВ создает сегодня как бы параллельную реальность, не просто искажающую и упрощающую действительность, но и задающую иные, искусственные доминанты жизни и модели поведения.
Именно через телевидение навязывается чуждая нам модель поведения, отчего становится особенно страшно за будущее наших детей. Телеэкран давно уже не дает примеров благородного, нравственного поведения детям, а молодежи – надежных ориентиров в жизни.
По мнению ученых из российской академии образования, блокировка отечественного искусства, культурных ценностей и традиций может иметь самые серьезные последствия для молодых поколений россиян. Дело
в том, что детям нужно прожить определенную культурную ситуацию, чтобы не стать культурными изгоями. Им необходимо слушать и смотреть сказки, фольклор, знакомиться с культурой страны, в которой они живут. Это особый ключ, особый код ввода в культуру, в национальный социум. К сожалению, передач, которые бы задавали этот «культурный код», формировали национальную культурную среду, на массовых каналах телевидения почти нет.
А ведь еще недавно телевидение было у нас одним из самых интеллектуально развивающих. Мы подарили миру такие замечательные передачи, как «КВН», «Что? Где? Когда?», уникальную музыкальную мультипликацию и детские фильмы. А взамен позаимствовали программы, которые не говорят о том, как стать человеком, как достичь успеха и признания, а всего лишь спекулируют на простейших инстинктах, поощряют крайний эгоизм и сексуальную свободу. Как говорится, махнули не глядя. И телевидение сегодня, по факту, стало инструментом оболванивания народа, развращения молодежи.
Наш телеэкран также крайне агрессивен – эта ситуация явно ненормальная. Например, в любой традиционной культуре агрессия мужчины по отношению к женщине табуирована, то есть запрещена. На современном же экране – масса таких сцен. Если мама говорит сыну: «Не бей девочку!», а на телеэкране он видит, как обаятельный герой бьет девушку, женщину, это означает, что тот самый нравственный запрет телевидение снимает. А наши эксперты потом разводят руками: откуда этот рост бытового насилия по отношению к женщинам и детям?
То, что телевидение способно приносить как пользу, так и вред, хорошо понимают во многих странах мира. Во Франции уже более двадцати лет существует Высший совет по телевещанию, который вправе лишать телекомпании лицензии, но это не воспринимается как цензура, поскольку рекомендации даются после показа. Совет наблю-дает также и за тем, чтобы французских программ было не меньше, чем иностранных. Нечто подобное предлагают и российские деятели культуры.
Сегодня уже складывается понимание того, что, если российские телеканалы и дальше будут жить за счет рекламы и «развлекаловки», ничего в телеэфире не изменится. Считаю, что необходимо восстановить систему государственного заказа на телепередачи, которые бы воспитывали и просвещали молодое поколение россиян, тем самым снизив зависимость телеканалов от коммерческой рекламы. И, безусловно, надо принять предложение российских деятелей культуры о создании наблюдательного Общественного совета по контролю за нравственным содержанием передач средств массовой информации.
Говорят, что это приведет к цензуре. Я против цензуры, здесь речь идет не о цензуре, а о нравственности, о культурной политике. На ТВ не должно быть программ, спекулирующих на простейших инстинктах, поощряющих крайний эгоизм и сексуальную свободу, и это не имеет никакого “отношения к цензуре. Сегодня же, как подсчитало агентство Vizeum, 66% времени на 16 основных российских телеканалах отдано под всевозможные развлекательные программы: сериалы, ток-шоу, игры.
Если мы говорим сегодня высокие слова о духовном возрождении страны, о строительстве новой России, то нам нужно и действовать в этом направлении, создавая, в том числе, высоконравственное и национально ориентированное телевидение, которое содействовало бы решению этой исключительно важной и сложной задачи.
Вадим ХАРЛОВ, депутат Ульяновской Городской Думы, председатель совета регионального отделения политической партии «Справедливая Россия».