Чистая прибыль обеих компаний оказалась ниже прогноза аналитиков.
На минувшей неделе две крупнейшие розничные сети страны «Магнит» и Х5 опубликовали итоги работы во втором квартале. Рентабельность компаний разочаровала аналитиков. Инвесторы отреагировали на отчетность снижением котировок.
Первым 24 августа отчитался «Магнит». На первый взгляд ничего страшного: выручка компании по итогам полугодия составила 156,5 млрд рублей ($5,4 млрд), то есть по сравнению с 2010 годом она выросла на 51%. Однако чистая прибыль по МСФО во втором квартале 2011 года выросла всего на 18% по сравнению с тем же периодом 2010 года, до $79,3 миллиона. Накануне аналитики, опрошенные «Интерфаксом», прогнозировали рост этого показателя на 31%, до $88 млн. Рентабельность по EBITDA по итогам полугодия составила 6,56%
(-0,74% к первому полугодию прошлого года).
Днем позже данные за второй квартал и первое полугодие 2011 года представила главный конкурент «Магнита» X5 Retail Group, управляющая сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Копейка». За полгода Х5 получила выручку в 225,2 млрд рублей ($7,8 млрд), рост по сравнению с тем же периодом 2010-го составил 44%, увеличившись на 195% по сравнению со вторым кварталом 2010 года. Однако компания также не оправдала ожиданий по росту чистой прибыли и рентабельности по EBITDA, о чем тут же сообщило издание «Коммерсантъ». Чистая прибыль X5 во втором квартале 2011 года составила $73 млн, что хуже консенсус-прогноза аналитиков на 11%. Квартальная рентабельность по EBITDA снизилась до 7,1% против 8,3% год назад, составив по итогам полугодия 7,2%.
Кроме того, ретейлер успел освоить только $232 млн из запланированной на этот год инвестпрограммы в $1,2 млрд, говорится в материале издания.
Слабые результаты разочаровали инвесторов: за два дня «Магнит» потерял 15% стоимости, Х5 – почти 7%. Аналитики же уже сообщили в СМИ о структурных изменениях на рынке.
– Учитывая усиливающуюся конкуренцию, рентабельность этих компаний вряд ли уже когда-нибудь восстановится до прежних показателей, – заявила аналитик «Ренессанс Капитала» Наталья Загвоздина в интервью газете «Известия». Причем основа неуспеха, по ее мнению, кроется, как ни странно, в бурном развитии сетей. Х5 занята интеграцией «Копейки», «Магнит» растет органически, постоянно открывая новые магазины. Это сказывается на работе, эффективность труда не всегда высокая, часто штат слишком большой. Еще одна причина низких показателей – инфляция. Конкуренция мешает сетям перекладывать на потребителя растущие затраты на бензин, электроэнергию. Кроме того, увеличивается срок окупаемости магазинов и происходит каннибализация внутри самих компаний: «Копейки» конкурируют с «Пятерочками», гипермаркеты «Магнита» – с его же дискаунтерами.

Ева Штерле