Новый закон об обязательном медицинском страховании (ОМС), вступивший в силу 1 января 2011 года, разрешил пациентам самим выбирать лечащего врача и клинику – независимо от того, частная она или государственная. Ульяновец Егор Крылов решил воспользоваться своим правом и обратился в один из вошедших в систему ОМС частных медицинских центров, отчего, по его словам, едва не лишился остатков здоровья.
Крылов на протяжении последних нескольких лет страдает язвой 12-перстной кишки. Этим летом мужчина почувствовал недомогание и решил обратиться к врачу, но на этот раз не в поликлинику по месту жительства, а в частный медицинский центр. В этом году клиника стала участником Территориальной программы государственных гарантий в рамках ОМС, тем самым согласившись принимать бесплатно пациентов с полисами обязательного медицинского страхования.
– На просьбу записать меня на прием к терапевту девушка в регистратуре ответила категоричным отказом, предложив заплатить за услугу 600 рублей, – рассказал Егор Крылов. – Вернувшись домой ни с чем, я еще раз перечитал закон об ОМС и убедился в незаконности действий сотрудников клиники. Взяв с собой видеокамеру, я вернулся. На этот раз в холл выбежал мужчина, который принялся бить меня по рукам, пытаясь выбить камеру. При этом работники частной клиники заявили, что не будут принимать меня даже за деньги. Я вызвал милицию, и только после этого меня согласились обслужить: по полису ОМС меня принял врач и сделали анализы. Однако при втором визите к доктору история повторилась: за повторный прием с меня потребовали 400 рублей. Я заплатил, так как курс лечения уже был назначен, но позже обратился с заявлением в свою медицинскую страховую организацию о компенсации расходов. В третий мой приход одна из сотрудниц мне заявила, что все врачи медцентра отказываются меня принимать. Тогда я попросил выдать мне письменный отказ в приеме, но мне отказали и в этом. В итоге я обратился в Центр защиты прав потребителей, где мне помогли составить судебный иск в отношении клиники заявлении – единственное требование: вернуть, уплаченные за повторный прием деньги.
– До сих пор лишь немногиеГработающие осознают, что их заработная плата ежемесячно уменьшается почти на половину: 13 процентов из нее называются налогом на наши доходы, 34 процента мы с вами платим в различные не нами созданные, не нами выбранные, не нами контролируемые фонды, – говорит специалист Ульяновского центра защиты прав потребителей Константин Толкачев. -Плата в эти фонды, в том числе, идет на наше
лечение. Иными словами, за «бесплатное» лечение мы уже отдали свои деньги. Поэтому, придя в выбранное нами самими лечебное учреждение, мы не просим милостыню, мы хотим получить услугу, которую уже оплатили. Случай, произошедший с вашим читателем, – далеко не единичный в городе. К примеру, совсем недавно житель Ульяновска обратился в одну из стоматологических поликлиник за медицинской помощью. Там мужчину направили по месту его регистрации. После обращения к юристам и специалистам страховой компании, где он застрахован, медицинскую помощь оказали в полном объеме, как собственно и требует Закон об обязательном медицинском страховании. Те лечебные учреждения, которые вошли в систему обязательного медицинского страхования, но при этом требуют от обладателей полисов оплатить входящие в Территориальную программу государственных гарантий услугу, фактически занимаются мошенничеством: берут деньги с пациентов, а потом еще требуют со страховых компаний плату за ту же услугу, якобы оказанную бесплатно.
Как рассказали в региональном министерстве здравоохранения, вступивший в силу с 1 января этого года Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», действительно, предоставил пациенту право выбора медицинского учреждения. «В регионе до выхода закона об ОМС в новой редакции все организации разных форм собственности имели право на существование и на то, чтобы занять свое место на рынке медицинских услуг. В настоящее время в реализации Территориальной программы государственных гарантий участвуют 99 учреждений здравоохранения (77 – в ОМС). В 2011 году впервые участниками системы ОМС стали шесть частных организаций: ООО «Дента-Люкс», поликлиника «Авиценна», медицинский центр «Поликлиника», медицинский центр «Академия», поликлиника «Лекон», «Фрезениус Нефрокеа». Министерство здравоохранения неоднократно приглашало руководителей частных медицинских организаций к диалогу, где рассматриваются вопросы о форме и способах взаимодействия государственной и частной медицины, профиль оказания медицинских услуг частными медицинскими организациями, предложения руководителей частных клиник».
Но, как видим, ни к чему эти встречи и ликбезы не привели, все намерения частных клиник оказывать медицинскую помощь в рамках ОМС до сих пор остаются лишь на словах.
По мнению специалистов Центра по защите прав потребителей, такая ситуация сложилась из-за отсутствия достаточного просвещения о правах людей в сфере обязательного медицинского страхования (в области уже оплаченной медицинской услуги). Лечебные учреждения, страховые компании пока не привыкли к людям, которые выбирают врачей, больницы, страховщиков. «При обращении в выбранную вами клинику главное – корректно и правильно сформулировать свою просьбу. Сделать это лучше всего в письменном виде на имя главного врача медучреждения», – советует Константин Толкачев.
Вадим ПИЛЮКОВ