Наверно, я немного погорячился, назвав идею по созданию нового министерства общественных коммуникаций бредом. Меня уже записали в оппозиционеры:). Слишком жестко и не совсем корректно. Скажу так: это не совсем продуманный шаг. По крайней мере, у меня лично возникло много вопросов по этому поводу, логичных ответов на которые нет.

Вопрос первый. А что будет с министерством внутренней политики?
Год назад создавалось министерство внутренней политики, в него влили отдел по работе с полит.партиями, департамент по работе с территориями и собственно департамент массовых коммуникаций (та самая структура, которая отвечает за работу со СМИ). Само министерство юридически оформили путем преобразования департамента массовых коммуникаций. Т.е. взяли ДМК и насадили на него полит.партии и территории. ДМК – это 90% финансов и три четверти персонала министерства внутренней политики. Вычленение ДМК из министерства означает фактическую ликвидацию последнего. Т.е. это официальное признание того, что создание министерства внутренней политики было ошибкой?

Вопрос второй. Какие полномочия?
Федеральное законодательство таково, что у региона нет полномочий ни в сфере СМИ, ни в сфере связи (информационных технологий). Государственное регулирование в этой сфере осуществляет Роскомнадзор – федеральная структура, имеющая в регионе свое территориальное управление. С точки зрения закона, в региональной администрации не должно быть органов власти, отвечающих за СМИ или связь. При этом исторически сложилось, что в собственности региона более 30 газет и журналов (включая районные), которые объединены примерно в 20 учреждений. А по бюджетному законодательству для такой сети учреждений должен быть – ГРБС (главный распорядитель бюджетных средств). Т.е. некий орган власти, который получает деньги из бюджета, выдает их учреждениям и контролирует расходование. Таким образом, ДМК находился в правовых тисках между необходимостью финансирования оставшихся с горячевских времен газет и отсутствием государственных полномочий. Ну и жил бы себе ДМК как атавизм прошлого до тех пор, пока государству впрямую не запретят владеть СМИ. Ведь любая юридическая пертурбация – это перерегистрация всех учреждений, перерегистрация всех газет, задержка с финансированием в начале года и масса впустую потраченных нервов. Процесс этот длительный – последние газеты перерегистрировали, кажется, в июле. И вот теперь снова-здарова. Или более подходящее: лыко на мочало начинай сначала. А как же пресс-служба? – спросите вы. Ну так это ж не орган власти. Это обслуживающий персонал, как повара, уборщицы, водители… Пресс-служба должна быть по уму в структуре аппарата – ее функция обеспечение деятельности правительства.
То же самое по связи и IT. Частоты, лицензии, персональные данные – это все федералы. Есть лишь задача – внедрять информационные технологии. Но для этого министерство не нужно. Нужны специалисты в каждом отраслевом органе и профильный зам.губернатора с помощником для координации.

Вопрос третий. Кто возглавит?
Вот здесь самая главная интрига. Если будет ИТишник – ему по барабану СМИ. Если медийщик – ИТишники могут отдыхать. Найти два в одном, уверен, будет невозможно. Чтобы выжить в административной машине такому министру понадобятся профильные замы по направлениям, чтоб могли на совещания ходить. И всем нужны помощники для закрытия «контролек», связь, транспорт. И вот уже разрастается «министерство без полномочий»…. По опыту могу сказать, что назначат медийщика. Это значит, что сайтисты, тридэгисовцы, программеры и прочие непонятные люди могут больше не беспокоиться. Будет фактически министерство СМИ с функциями пресс-службы. Судя по сумбурным комментариям Опенышевой в ее блоге, именно это и замышляется. По персоналиям долго с поисками-конкурсами, вероятно, заморачиваться больше не будут. Назначат либо того, кто рядом крутится, либо уговорят-таки очередного варяга. Впрочем, через 5 месяцев новый министр будет уволен, а министерство – расформировано. Такова судьба всех «министерств без полномочий» (предпринимательского, молодежного, ИТишного, внутренней политики)…