А Майя Аймедова – свою «Невестку».
23-28 сентября в нашем городе пройдет Международный конгресс «Культура как ресурс модернизации». В эти дни ульяновцев и гостей города ожидает масса интересных мероприятий. Так как излюбленным россиянами видом искусства является кинематограф, то организаторы конгресса не смогли обойти стороной эту тематику.
Основным принципом формирования кинопрограммы стало желание познакомить ульяновского зрителя с произведениями творцов стран Союза Независимых Государств.
В киноафишу включены картины производства студий Белоруссии и Казахстана, Молдовы и Армении, Украины и Туркменистана… 11 наших соседей из Ближнего Зарубежья представят на суд зрителей картины разных лет. Киноиндустрию Грузии представляет лента «Стрекоза». Этот фильм – своего рода грузинский аналог «Кубанских казаков». Трогательная и одновременно забавная история любви. Весёлая добрая девушка по имени Марине – фантазёрка и затейница – влюбляется в молодого парня по имени “Бичико, архитектора из Тбилиси. Комический сюжет, полный забавных недоразумений, развёртывается на фоне чайных полей, гагрских санаториев и прочей грузинской экзотики. И всё, конечно же, заканчивается хорошо.
Эта лента была включена в список лидеров проката СОЮЗ-КИНОФОНДА при ГОСКИНО СССР от 1954 года. В год выпуска ее посмотрели почти 27 мил-лионов человек. Роль главной героини, которую сыграла народная артистка Грузинской ССР и Чечено-Ингушской АССР Лейла Абашидзе, называют одной из лучших в ее карьере.
Свою героиню из фильма «Невестка» народная артистка СССР и Республики Таджикистан Майя Аймедова представит ульяновцам лично. В программе киноафиши запланирована творческая встреча с актрисой. В основе сюжета «Невестки» подлинный факт. Братья-режиссеры Ходжадурды и Ходжакули Нарлиевы, поставившие картину, сами были ему свидетелями. На разъезде, где мальчики провели детство, жили два человека – старый чабан и его невестка. Муж женщины погиб на фронте. Но она не верила в гибель супруга и все ждала его…
В 1972 году фильм «Невестка» был удостоен специального приза жюри на Международном фестивале в Локарно, а основной режиссер, исполнители главных ролей, оператор и художник картины – награждены Государственной премией.
Россию в киноафише представляет картина «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого. Зрители вновь встретятся с любимыми героями Вячеслава Тихонова, Нины Меньшиковой и Ольги Остроумовой. «Доживем до понедельника» отмечен Главным призом VI Международного кинофестиваля в Москве 1969-го года и Государственной премией СССР 1970-го. Но еще раньше за любимую картину проголосовали сами зрители, назвав фильм лучшим в 1968-м в опросе журнала «Советский экран».
Апофеозом кинопрограммы Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации» станет премьера Александра Сокурова «Фауст». Премьерная лента прибудет в Ульяновск прямо из демонстрационного зала 68-го Венецианского кинофестиваля, где зрители устроили фильму стоячую овацию с криками «браво» и «бис». В наш город режиссер привезет свою картину лично.
Первые упоминания о «Фаусте» Сокурова появились еще несколько лет назад, когда режиссер закончил свою ленту «Солнце» и обмолвился, что цикл о власти («Молох», «Телец» и «Солнце») должен быть завершен четвертым фильмом: «Фауст». Но прежде чем взяться за этот проект, Сокуров снял «Александру», поставил в Большом театре «Бориса Годунова» и лишь затем вернулся к своей незавершенной тетралогии. Однако главной сенсацией стало отношение к проекту Владимира Путина, который рассказал западной публике о новом фильме Сокурова на пресс-конференции в Германии (в начале 2009 года).
Возможно, именно поддержка Путина помогла создателям «Фауста» получить первоначальный бюджет в 12 миллионов долларов, что немало даже по меркам российских блокбастеров. Впрочем, деньги наверняка окупятся – если и не у нас, так на Западе, где кино Сокурова вообще пользуется большим спросом. А кроме того, идеальный «экспортный» вариант! Однако самого Сокурова, полагают эксперты, меньше всего занимала политика и сиюминутная конъюнктура. «Фауст» – сюжет вечный. И Сокурова он интересует именно этой своей бездонностью, философской неисчерпаемостью.
Сюжетной основой сценария является первая часть поэтической драмы Гете, где повествование в основном строится на любовной линии Фауст – Маргарита. Немецкоязычная картина, снималась в Германии, России, Исландии, Чехии. Александр Сокуров заявлял, что для «Фауста» из декораций, в буквальном смысле, пришлось выстроить целый город в окрестностях Праги. Остается только добавить, что оператором сокуровского «Фауста» стал один из лучших операторов мира, он входит в шорт-лист Голливуда Бруно Делбоннеле. Именно он снимал, например, «Гарри Поттера»…
Предваряя премьеру, будет организован показ трех первых фильмов тетралогии в ретроспективе. Картины «Молох» (об Адольфе Гитлере), «Телец» (о Владимире Ленине) и «Солнце» (о японском императоре Хирохи-то) продемонстрируют в зале кинотеатра «Художественный».
ДОСЛОВНО
Александр Сокуров, режиссер:
«Фауст» – это финал – или начало. Тетралогия – это кольцо, по которому можно ходить. Л развитие – оно должно быть в головах.
Основные площадки, принимающие кинопрограмму: Большой зал Ленинского мемориала, кинотеатры «Художественный», «Руслан» и «Крылья», Дом культуры «Киндяковка», Центр татарской культуры (к/т «Октябрь») и кинозал «Люмьер».