На прошлой неделе в редакцию обратилась наша читательница Любовь Григорьевна, проживающая по пр. 40 лет Победы, 10. Она пришла со своей соседкой с просьбой посодействовать в вопросе защиты интересов жильцов от действий домофонной компании.
История Любови Григорьевны такова.
В 2006 году с жителями подъезда одна новогородская домофонная компания заключила договор на установку и обслуживание домофонной системы. Этой услугой пользуется большинство жителей Ульяновска. Кому-то нравится, кому-то нет, а кому-то это доставляет настолько большие неприятности, что люди предпочитают от этих услуг отказаться.
Вот к этой категории граждан и можно причислить Любовь Григорьевну. Женщина поняла, что домофон – это не благо цивилизации, а скорее – зло. Утвердиться в этом мнении нашу читательницу заставили соседи.
Об этих людях – особая история.
– Понимаете, сначала мы действительно ощутили некоторое удобство от домофона, но потом наша жизнь превратилась в настоящий кошмар. В нашем подъезде проживает семья, ведущая аморальный образ жизни. Они целыми сутками распивают спиртные напитки, к ним и днем, и ночью ходят малоприятные личности. Данная семья своего домофона не имела, поэтому все их гости названивали в нашу квартиру, это могло случиться и в 5 утра, и в 3 ночи. Если мы им не открывали, они начинали названивать по домофонной связи с угрозами вырубить дверь или нас покалечить. Постоянный недосып, вечно напряженное нервное состояние всех членов моей семьи подвигло нас отказаться от услуг домофона, – рассказывает Любовь Григорьевна свою историю.
Женщина пошла в абонентский отдел компании, заплатила за последний месяц и написала заявление об отказе услуг. Ее ошибка – что заявление она написала в одном экземпляре и девочки-операторы даже один экземпляр ее заявления никак не оформили, сославшись на то, что сами передадут директору.
Четыре года Любовь Григорьевна – вплоть до августа этого года – жила спокойно. Домофон не работал, им никто из домашних не пользовался. Наша читательница свято верила, что договор с домофонной компанией расторгнут.
Но в августе женщине пришла повестка из суда. Домофонная компания против Любови Григорьевны возбудила иск, по которому требует выплатить абонентскую плату за 4 года, плюс неустойку в размере такой же суммы, плюс госпошлина 400 рублей – общая сумма 2 229 рублей.
– У меня был шок, когда я прочитала письмо, – делится своими впечатлениями наша читательница. – За что платить? За услугу, которая мне не предоставлялась? Если компания считала меня должницей, почему они не прислали тот же иск спустя полгода-год с момента моей неуплаты абонентской платы? Почему они ждали 4 года? Я никуда на длительный срок не уезжала из дома, у нас есть домашний телефон. Никто не позвонил, не пришел, не прислал уведомления. Напротив, они ждали, когда набежит большая сумма – почти тысяча рублей, приплюсовали сюда же неустойку в размере такой же суммы (914 руб. 50 коп. – авт.) да еще все судебные расходы мы должны выплатить. Такое поведение домофонной компании очень выгодно.
В подобную ситуацию попали многие другие жители дома. Они пытались встретиться с руководством компании, но девочки-операторы, сидящие в абонентском отделе, говорят, что его нет на месте. Сами они никаких заявлений больше не принимают, ссылаясь на то, что у них нет полномочий. Жители бегают по замкнутому кругу: суды обязуют их выплатить все денежные средства по искам, а отказаться от услуг компании жители не могут, потому что их заявления не принимают. И жители прекрасно понимают, что с них в очередной раз возьмут деньги за домофон.
Кроме этого, в договоре есть один «замечательный» пункт 4.8. Приводим его дословно: «Оператор связи не вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, за исключением неуплаты Абонентом услуги по договору в течении 3-х месяцев подряд и за систематическое нарушение обязанностей по Договору». Многие жители трактовали этот пункт следующим образом: «Можно три месяца не платить, меня отключат, договор будет расторгнут». Однако на заседании суда по делу Любови Григорьевны юрист домофонной компании дала свою трактовку пункта: «Оператор связи может, конечно, расторгнуть договор за неуплату, но мы этого не стали делать».
Налицо использование управленцами компании юридической малограмотности населения. Естественно, все пункты трактуются в пользу увеличения прибыли домофонщиков.
Любовь Григорьевна пришла в редакцию не только с просьбой о помощи, но и с предупреждением: «Пусть моя история станет показательна для наших жителей. Если вы не пользуетесь домофоном, сходите в свою домофонную компанию, проверьте, действительно ли с вами есть договор на расторжение отношений по оказанию услуги. Иначе вы можете сильно попасть на деньги».
P.S. Совет от юриста: если у вас не принимают заявление на отказ от услуг в офисе домофонной компании, вы можете послать его заказным письмом через почту. Сохраните у себя чек об оплате письма и копию самого заявления. Вам потом будет легче доказывать свои права.
Наталья Марцымова