или Поиграем в синкретизм. В заброшенном ДК и на iPad.
Для премьеры в Ульяновске известный режиссер выбрала Дворец культуры имени Чкалова – именно его обветшавшее здание показалось француженке наиболее органичным для демонстрации в Ульяновске своего инновационного спектакля-выставки «Не бывает нулевого риска». Его премьера состоялась в Нижнем Новгороде 7 сентября 2010 года и, кстати, тоже в развалинах – в подземной галерее Арсенала, ибо «руинизированное пространство» – необходимое условие действа. Ульяновцы смогут увидеть проект в рамках Международного конгресса «Культура как ресурс модернизации».
Режиссёр проекта Джудит Деполь уже побывала в начале сентября в Ульяновске и провела кастинг среди молодых актеров. По словам старшего преподавателя кафедры актёрского мастерства УлГУ Алексея Храпскова, в постановке принимают участие шесть студентов кафедры факультета культуры и искусства. В рамках конгресса Деполь снова посетит наш регион – представит премьеру и проведёт «круглый стол» на тему «Как учить детей искусству: творческое развитие детей и молодежи как ресурс инновационного развития». В Ульяновске инновационный проект реализуется в рамках Всероссийского конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области» при поддержке регионального правительства, Парижского театра «Mabel Octobre», Минкультуры Франции и областного управления Иль-де-Франс, Фонда «Культурная столица Поволжья», Приволжского филиала Государственного центра современного искусства, Французского института в Париже, Посольства Франции в Москве, «Альянса Франсез» в Нижнем Новгороде.
Французский драматург и режиссёр Джудит Деполь работает на пересечении традиционного театра, цифровых технологий и форм документального театра. Её спектакль – это инновационный художественный продукт, выполненный в синкретической манере, в рамках которого осуществляется синтез текста, изображения и звука. Кроме того, режиссёр использует в работе современные технологии: наряду с художественным текстом проекта будут использоваться планшеты iPad. Специально для проекта была разработана особая программа «add hoc», позволяющая управлять одновременно двенадцатью iPad. Таким образом, зрители смогут увидеть одно и то же изображение с разных углов зрения. Двенадцать мониторов, используемые двенадцатью актёрами, станут свое-образными аудио- и видеогидами для зрителей и будут знакомить их с участниками спектакля.
Новый спектакль Деполь «Не бывает нулевого риска» поставлен по книге Патрика Буве «In Situ». (В переводе с латинского – «на месте»). Начало рассказа – это история женщины, которую видно на мониторах камер видеонаблюдения, но которую не видят люди. Как отметила организатор спектакля Иветта Вечхайзер, текст Патрика Буве достаточно сложен для перевода. «Это своеобразный белый стих со скользящими смысловыми значениями, присущими французскому языку. Но так как русский язык достаточно гибок и позволяет менять слова местами, в переводе было сохранено большое количество равноценных соответствий», – пояснила Иветта Вечхайзер.
Каждый из участников постановки, которую увидят ульяновцы, предлагает свой отклик на литературное произведение Патрика Буве: группа «Профмуза» из Нижнего Новгорода представляет мультимедийную видеоинсталляцию, Лорен Дайо из Парижа создал музыку, а Джудит Деполь вместе с актерами из Ульяновска и Нижнего Новгорода покажет спектакль.
Проектов, аналогичных «Нулевому риску», даже самый искушенный ульяновский театрал еще не наблюдал. Это, собственно, нечто среднее между спектаклем, концертом и выставкой на общую тему злоупотреблений во имя общественной безопасности. Причем зрители, которых не должно быть больше двадцати пяти человек на одном спектакле, выступают в роли непосредственных участников действа. Их ведут по заброшенному помещению актеры-гиды, успокаивая и тревожа одновременно. При этом они используют iPad, иногда передавая их публике. Другая группа актеров выступает в качестве своеобразного фона, наподобие античного хора в греческих трагедиях. На основе текста режиссер создала новый художественный язык, используя голоса и тела актеров, музыку, видео, свет и планшетные компьютеры.
Что же касается содержания, то оно весьма и весьма условно. Отправной точкой самого литературного произведения Буве является происшествие, на самом деле случившееся в 1996 году во время Олимпиады в Атланте и даже отмеченное в прессе: некая женщина проникла за ограждение систем безопасности с огнестрельным оружием в сумке. Этот факт был зафиксирован камерами видеонаблюдения. Все задают себе вопросы: что собирается делать эта женщина? Совершит ли она теракт? Существует ли она в реальности? Она, как тот агент ФБР, сыгранный Дэвидом Боуи в знаменитом «Твин Пиксе» Дэвида Линча, который появляется на экранах мониторов систем безопасности в то время как физически его там нет. История женщины – это начало рассказа, дающее развитие другим сюжетным линиям, территорией которых являются городские окраины, пустыни, послевоенные пейзажи, транзитные зоны, морское дно, лес, стадионы.
Что это? Информация, сфабрикованная от начала и до конца, чтобы подпитать антитеррористический невроз и оправдать повышенные меры безопасности? Коллективная паранойя? На все эти вопросы вместе с главным – а была ли девочка? – зрителю самому предстоит искать ответы на инновационном действе.
Спектакли пройдут в ДК им. Чкалова 22, 23, 28, 29 сентября 2011 г. в 19.00 и 24, 25, 30 сентября 2011 г. в 15.00 и 19.00.

справка «Ульяновской правды»
Синкретизм (лат. syncretismus, с греческого – «федерация критских городов») – объединение различных систем или взглядов.
Синкретизм (в искусстве) – сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.

справка «Ульяновской правды»
Режиссёр использует в работе современные технологии: наряду с художественным текстом проекта будут использоваться планшеты iPad. Специально для проекта была разработана особая программа «add hoc», позволяющая управлять одновременно двенадцатью iPad

Оксана Сивкова