Олег Долгов
Продавец имеет право спросить возраст покупателя алкоголя.
Вот уже второй год МВД России реализует информационную программу по предотвращению нарушений в сфере продажи алкоголя несовершеннолетним. На втором этапе программы, завершившемся в текущем месяце, в число городов-участников вошёл и Ульяновск.
Начиная с мая в шести городах страны, ставших участниками акции, было проведено более пяти сотен общественных рейдов (только за два часа рейда 13 сентября в Засвияжском районе Ульяновска к административной ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним были привлечены три продавца), размещено на улицах более двух с половиной тысяч плакатов, в магазинах и торговых точках – расклеено более восьми тысяч стикеров, а по телеканалам показано более трёх тысяч видеороликов. Всё это преследовало одну цель – привлечь внимание общественности, родителей и продавцов к проблеме нарушения законодательного запрета на продажу алкоголя и пива несовершеннолетним и сформировать в обществе нетерпимость и неравнодушное отношение к подобным фактам. Примечательно, что партнёром информационной кампании с самого начала является Союз российских пивоваров, а в текущем году её поддержали ресторанный холдинг «Росинтер», торговая сеть «Реал-Гипермаркет» и Ассоциация компаний розничной торговли, что свидетельствует о росте социальной ответственности российского бизнеса.
Для выяснения итогов второго этапа программы в городах-участниках (а кроме Ульяновска это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск и Иркутск) были проведены опросы граждан, продавцов алкогольной продукции, а также представителей власти, бизнеса и общественности.
Опросы показали, что 81 процент опрошенных теперь собираются более внимательно относиться к проблеме, 75 процентов – сделают замечание подростку, собирающемуся купить алкоголь, 59 – постараются не допустить такой продажи. Доля продавцов, которые откажут покупателю, усомнившись в его возрасте, возросла с 48 процентов (перед началом программы) до 78 процентов. При этом почти половина опрошенных торговцев уверены, что результатом подобных инициатив станет снижение доступности алкоголя для несовершеннолетних.
Любопытно, что респонденты считают более приемлемыми меры информационного и воспитательного характера (57 процентов опрошенных), чем запретительного и карательного (31 процент). При этом с шестого августа вступили в силу изменения в КоАП РФ и УК РФ, предусматривающие ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним: введена уголовная ответственность и увеличена сумма штрафов. Хотя, по мнению директора департамента молодёжной политики областного правительства Сергея Терёхина, «без поддержки общества никакие ограничительные меры, ни один запретительный закон не будут реализованы».
Возвращаясь же к итогам информационной программы МВД России, отметим, что, по заверению директора департамента дошкольного, общего и дополнительного образования облправительства Ольги Мезиной, на сентябрь в Ульяновске не выявлено ни одной точки продажи алкоголя, расположенной ближе разрешённых ста метров к образовательным учреждениям, а по словам замначальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и ПДН УМВД по Ульяновской области Николая Хижняка, число фактов продажи алкоголя несовершеннолетним сокращается.

ДОСЛОВНО
Анатолий Лазарев, начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению облминздрава:
«По данным за 2010 год, число больных с наркологическими расстройствами, состоящих на учёте в Ульяновской области, составляло почти 32 тысячи человек. Из них 85 процентов – больные алкоголизмом, более 1100 из которых – подростки и дети, диагноз «хронический алкоголизм» ставился даже 12-13-летним ульяновцам».