Наступившая осень в очередной раз обострила традиционную для Ульяновска проблему общественного транспорта. Горожане сталкиваются с ней ежедневно по несколько раз, а все попытки властей исправить ситуацию остаются безуспешными.
Идёт война народная
Каждый день в утренний час пик Ульяновск словно сходит с ума и звереет – начинается война за свободные места в маршрутках. У этой войны нет правил, она не знает приличий. Здоровенный амбал запросто может оттеснить от заветного входа в «Газель» хрупкую девушку, а приличная с виду женщина не постесняется покрыть матом худенького студента, случайно наступившего ей на ногу. Пассажиры воюют друг с другом, водители срывают зло на пассажирах, а те, в свою очередь, пытаются урезонить хамоватых и курящих водителей. К десяти утра военные действия прекращаются, но лишь для того, чтобы вспыхнуть с новой силой вечером, когда народ повалит домой с работы. С 1 сентября к потоку пассажиров добавилась многотысячная армия студентов и школьников, и маршрутки начали буквально трещать по швам.
– По полчаса приходится стоять на остановке, – жалуется жительница Дальнего Засвияжья Вера. – Сделали бы здесь (на пересечении улиц Промышленной и Шолмова, – авт.) конечную остановку – было бы чуть легче.
Маршрутки
С 2006 по 2011 год стоимость проезда в маршрутке увеличилась почти вдвое! Последнее повышение тарифа произошло в конце прошлого года и вызвало бурю негодования среди горожан. Теперь перевозчики говорят о необходимости нового повышения!
– Насколько я знаю, в городе (скорее всего, из-за грядущих выборов) введён мораторий на повышение стоимости проезда. Между тем, если не поднять плату хотя бы до 15-16 рублей, то осенью и зимой город ожидают большие проблемы, – предупреждает председатель ульяновского объединения частных перевозчиков Виктор Сидоренко. – Водителям будет невыгодно выходить в рейс, и они станут работать только в часы пик…
Между тем, проблемы, которые предрекает Сидоренко, ощущаются уже сейчас. Если в час пик уехать проблематично из-за отсутствия свободных мест, то вечером транспорта попросту нет! После 20 часов маршрутки практически не ходят, а из центра в Новый город трудно попасть уже после семи вечера! Перевозчиков можно понять, ведь их расходы постоянно растут: дорожает топливо, Требует обновления ветхий автопарк. Вдобавок новые стандарты требуют оборудования машин системами спутниковой навигации стоимостью около 10 тысяч рублей. По словам зампреда городского комитета дорожного хозяйства и транспорта Сергея Аникина, это необходимо для контроля. Мол, узнаем, кто из перевозчиков «филонит» и не выходит в рейс по графику, и накажем. Вряд ли эта мера поможет -перевозчики не станут терпеть убытки ради соблюдения графика.
Скорее всего большинство из них просто бросят нерентабельный бизнес. А это приведёт к ещё более серьёзным проблемам, ведь на сегодняшний день частники берут на себя примерно 95% всего автобусного пассажиропотока.
Всё это, наверное, так. Только вопрос: почему от всего этого должны страдать пассажиры? Пассажиры, которые честно и своевременно платят за проезд.
Китайские автобусы
Казалось бы, ситуацию должен спасти муниципальный транспорт, который получает значительные дотации из бюджета. В прошлом году городские власти на каждом углу хвастались, что приобрели 35 автобусов китайской марки “Baw street”. Это, по словам того же Аникина, должно было серьёзно повысить качество обслуживания пассажиров. Не повысило. Почему? На одном из аппаратных совещаний Сергей Аникин признался, что из 35-ти приобретённых автобусов в рейс выходят только 16. Остальные 19 простаивают в гараже из-за отсутствия водителей! Видимо, чиновники были уверены, что на родине Колобка автобусы ездят самостоятельно, поэтому вовремя не позаботились о привлечении кадров. Да и качество этих новых автобусов вызывает у пассажиров много вопросов. При переключении скоростей у них внутри что-то сильно стучит, а на подъёмах двигатель ревёт, будто стадо слонов в брачный период. Не всё гладко и с организацией движения новой техники. К примеру, маршрут 39-го автобуса не совпадает с маршрутом «Газелей» с тем же номером! В итоге люди садятся в автобус, покупают билет, узнают, что едут не туда, куда планировали, и, чертыхаясь, выходят.
Усталый трамвай
Страшно представить, к чему в такой ситуации привела бы реализация задумки властей по ликвидации трамвайного движения в центре Ульяновска. Каждый трамвайный вагон вмещает 110 пассажиров (если потесниться – то и все 150). На трамвае каждое утро едут на работу огромное число ульяновцев, и если бы все они вдруг пересели на автобусы и маршрутки, и без того критическая ситуация стала бы катастрофической. Это хорошо заметно, когда в пути трамвай ломается и встаёт. На ближайшей остановке моментально скапливается толпа пассажиров. А ломаются трамваи довольно часто. От этого не спасает даже бесплатный Интернет, которым недавно оборудовали несколько вагонов.
От «Молодёжки». Как бы нам хотелось, чтобы в ближайшее время вышло распоряжение мэра, по которому чиновники от транспорта пересели бы с импортных членовозов на автобусы и трамваи, чтобы на своей шкуре ощутить, каково это – быть пассажиром ульяновского общественного транспорта. А для остроты ощущений мы предлагаем ввести для чиновников форму, как у спортсменов. Только, помимо фамилии, указывать на ней ещё и должность, а вместо номера писать должностной оклад со всеми надбавками. Уверены, что чиновники узнали бы о себе от ульяновцев много интересного…

Виталий АХМЕРОВ