Татьяна Завьялова
В крупном промышленном центре на Волге городе Ульяновске через несколько дней (26-28 сентября) соберутся участники Международного конгресса “Культура как ресурс модернизации”.
В город, объявленный в 2011 году культурной столицей СНГ, съедутся российские и зарубежные деятели культуры и искусства, руководители творческих вузов, представители Совета Европы и ЮНЕСКО, чтобы обсудить актуальные вопросы влияния культуры на экономику и качество жизни людей. В этом плане Ульяновск имеет большой опыт: в последние годы он превратился в подлинный центр инновационного развития культуры.
Чтобы развивать культуру, нужно найти “правильный” бренд, решили в Ульяновске. Здесь, правда, и сегодня гордятся брендом “Родина Ленина”: хоть он и советский, зато уникальный. И все же, бурная дискуссия возникла по поводу возвращения городу его прежнего названия. Почти два с половиной века он назывался Симбирском и был переименован в Ульяновск лишь после смерти вождя советского государства Ульянова-Ленина. Об этом напомнил известный российский политолог Вячеслав Глазычев.
“Новому поколению глубоко безразлично, как звучит название города, – утверждает он. – Симбирск – это и Столыпин, это и сильное купечество, это мощный слой “обломовщины” во всех ее измерениях. Ульяновск – это важная эпоха Ленинианы советского периода, – считает Вячеслав Глазычев. – Сегодня в сознании людей город все больше теряет ассоциативную связь с именем Ленина. И уже сегодня на въезде в него стоит указатель: налево – “Симбирск”, направо – “Ульяновск”. Выбирайте, что хотите!”
Так какой еще бренд может продвигать сегодня Ульяновск? Кем и чем еще знаменит город? Конечно, своим земляком, классиком русской литературы Иваном Гончаровым. Вот и придумали организовать фестиваль в честь героя главного романа писателя Ильи Обломова. В отличие от литературного героя участники “Обломовского фестиваля” совсем не сибариты и не лежащие на диване лентяи.
В десятый раз в этом году шумела-гудела на высоком берегу Волги “обломовская деревня”, где проходили спортивные соревнования и воссоздавались старинные обряды, а музыканты и художники показывали зрителям новые работы и участвовали в конкурсе на использование бренда “Обломов” для популяризации Ульяновска как привлекательного туристического центра. Угощали здесь и смачными “обломовскими” пирогами.
Фестиваль проводится раз в год, а в остальное время можно предаться размышлениям на “диване Обломова”. Вообще-то это памятник, хоть и несерьезный, но посидеть на нем разрешается. Предварительно рекомендуется ознакомиться с высеченной цитатой: “Здесь я понял поэзию лени и буду верен ей до гроба, если только нужда не заставит взяться за лом и лопату. Иван Гончаров. 1849 год”. Те же, кто не хочет бездействовать, собираются в молодежном центре творчества “Дом Штольца”, названном так в честь еще одного гончаровского персонажа. Как известно, деятельный и практичный Штольц в романе выступает полной противоположностью Обломову.
Потом на “дистанцию” в поисках бренда вышел… сказочный персонаж – печёная круглая булочка по прозвищу Колобок. На “Сказочной карте России” – а такая недавно появилась – Ульяновск теперь значится “родиной Колобка”. Все это можно было бы посчитать шуткой, если бы герой русской народной сказки не “двинул” вперед сувенирную отрасль. Турист, разумеется, всегда хочет взять с собой сувенир, причем обязательно местный, какого больше нигде нет.
Если уж брендовыми фигурами стали литературные персонажи, то просто необходимо думать о чистоте русского языка, логично поразмыслил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и устроил чиновникам экзамен по правописанию и устной речи. А еще в Ульяновске решили вернуть в обиход исчезающую из русского алфавита букву “ё”, более того, поставили ей памятник. И о других языках здесь не забывают, регулярно устраивая фестиваль иностранных языков, в котором самое активное участие принимают студенты. Кстати, студенчество в Ульяновске – в приоритете. Улучшение качества образования и условий жизни молодежи – одна из главных забот Ульяновского правительства.
Инновационные процессы происходят и в музейной жизни. Самый известный – Ленинский мемориал превращается в Музей советской эпохи и политической истории России. Здесь теперь рассказывают не только о Ленине и Советской власти, но и, например, об Александре Керенском, возглавившем после отречения русского царя Николая II от престола в 1917 году Временное правительство России. Кстати, Керенский был земляком Ленина и учился с юным Владимиром Ульяновым в одной гимназии.
В историко-архитектурном музее-заповеднике “Родина Ленина” все чаще появляются новые экспозиции, посвященные нравам и быту старинного Симбирска, посетителей вовлекают то в купеческое чаепитие, то в народный праздник, то в историческую инсценировку. Одним словом, развлекают. А в одной из рощ вокруг города и вовсе создается целый Парк развлечений, оформленный в стиле русской деревни. Вместо старых аттракционов здесь предложат участие в соревнованиях в экстремальных видах спорта или пригласят на увлекательное трехмерное шоу.
Такой инновационный подход, по мнению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, поможет изменить отношение к культуре, которая должна стать точкой опоры для развития всей Ульяновской области. Кстати, недавно губернатор выдвинул еще одну идею – “Ульяновск – авиационная столица России” – и обещал для молодых технических талантов построить инновационный парк.
Обломов-клуб, В. Каменев
Новому поколению совсем не безразлично имя своего города, это,скорее Глазычеву совершенно безразлично его мнение, ибо оно не совпадает с его собственным. И это ставит под сомнение его репутацию независимого и объективного политолога. Можно с ним согласиться, что “обломовщина мощный пласт”, но автор материала тут же свел его единственно к лени, в результате чего любовь всех персонажей романа к Обломову превращается в необъяснимый феномен. “Тут я познал поэзию лени…”, – приводит автор цитату из Гончарова, и не понимает, что это говорит о себе великий труженик, и этот художественный образ во многом объясняет сложный характер Обломова, что он также как Гончаров может трудиться, и очень неплохо, если ему удалось завоевать сердце Ольги Ильинской.
Совершенно превратное и поверхностное, наследуемое с советских времен, отношение к Обломову сегодня уже явный анахронизм. При всем уважении к Штольцу, все-таки Обломов – главный герой романа, вокруг него кружатся его планеты, в том числе и Штольц. Поэтому ошибочно их противопоставлять, как делает автор статьи, они дополняют друг друга в романе, дополняют всегда в жизни. Если об этом забывают властители умов, то сама жизнь начинает разваливаться, как развалилась она в советское время, когда господствовали советские Штольцы и третировали Обломовых. Желаем свободы и покоя автору материала, равно и Штольцам.
Колобятки
Цитата:
-Все это можно было бы посчитать шуткой, если бы герой русской народной сказки не «двинул» вперед сувенирную отрасль. Турист, разумеется, всегда хочет взять с собой сувенир.
Вопрос. А где турист? Как сувенир, турист раньше покупал в Ульяновске не значок с изображением Ленина, а бутылку “Сибирской водки в кувшине” Ульяновского ликеро-водочного завода, тару для которой производили на радиоламповом заводе Ульяновска в комплекте с шестью рюмками на подносе.
Вот это был бренд!
Ваших колобков продают в каждом киоске всех городов России и стран СНГ, никому они не нужны.
Интернет-магазин “Украинские сувениры”:
http://www.souvenirua.com/product/oberegi-i-domovue
Аналогично и в других городах. Смотрите сами.
В. Пух
А в Ульяновске их продают? Я просто не разу не видел.
ПВВ
В наше время интернет-магазины снимают вопрос “Продают ли что-то где-то”
Сейчас больше вопрос в уникальности подарка или сувенира. Точнее о его уникальности, связи с той или иной локацией. Какая-то вещь будет интересна у нас и у нас её будут покапать на сувениры гостям.
http://textilmagic.com.ua/
А Ваш сувенир, к примеру, у нас не будет пользоваться спросом. Вопрос в уникальности предложения по конкретному месту, а не в локации его предложения
ПВВ
Кстати, есть и универсальные вещи для наших культур
Вот пример
http://textilmagic.com.ua/kolleksii/svetlaya-paskha/dekorativnaya-podushka-paskha-1.html
или
http://textilmagic.com.ua/posuda/cvetnoye-cteklo/
.
еще лет 40
никакой бренд, кроме Ленина не будет восприниматься,
а большинство ульска даже не знает оболомова (но словечко в ходу)
Ежову
Дмитрий, поскольку вы сегодня по должности имеете самое непосредственное отношение к прессе и Ulpressa для вас не в огороде бузина, обращаюсь к вам с претензией к качеству выпускаемой продукции.
Вчера Татьяна Завьялова украсила Ульяновск дворянским гербом, сегодня в её гимне родному городу столько чепухи и примитивизма, что возникает подозрение: не агент ли она наших конкурентов по борьбе за звание культурной столицы?
Хочу спросить вас, вы согласны “Чтобы развивать культуру, нужно найти «правильный» бренд”. Лично я сильно сомневаюсь, что развитие культуры нуждается в бренде. Направление развития – может быть, но с большой натяжкой.
Что значит фраза “хоть и советский, зато уникальный” ? По-моему, всё советское – уникальное, поскольку советское в истории мира было только у нас.
Что это за должность такая “вождь советского государства”? Даже в качестве кликухи по отношению к государству это звучит нелепо и оскорбительно для нашей с вами родины, какой был СССР.
Вас не удивляет, что историко-архитектурный музей-заповедник «Родина Ленина» с Таниной подачи стал едва ли не театром варьете – посетителей здесь “Одним словом, развлекают.” ? Развлечения в музее – это и есть бренд культурной столицы?
Разъясните мне, пожалуйста вот этот перл литературной подачи информации:
“А в одной из рощ вокруг города вместо старых аттракционов здесь предложат участие в соревнованиях”.
Такой инновационный подход, не только по мнению губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, но и многих читателей поможет изменить отношение к культуре.И изменить адрес культурной столицы.
О!
“В крупном промышленном центре на Волге городе Ульяновске…….”
Это что, новая шутка? Не круп.пром.центр, а анекдот на Волге. Опять обманывают.
«правильный» бренд
Откройте свои глаза, инициаторы “Культурной столицы”.
1) Ульяновск не столица, а лишь – пилотная площадка программы «Культурная столица Содружества»
Официально статус “Культурной столицы стран СНГ” вводится лишь с 2012 года!
http://www.ul.aif.ru/culture/news/31307
В каком состоянии “пилотная площадка” культурной столицы – посмотрите: