С Вячеславом Алексейчиком, доктором наук, лауреатом Ленинской премии мы знакомы не один год. Частенько встречаемся, разговариваем на разные темы: от новых взгядов на мироздание и экологического будущего планеты до неурядиц нашего повседневного бытия…
На сей раз речь зашла о российско-белорусских отношениях. Их сейчас, к сожалению, не назовешь идеальными. Государственные мужи никак не могут уладить накопившиеся проблемы и взаимные претензии. Дипломатия отодвинута в сторону, идут публичные дебаты, подчас весьма острые.
Как относится ко всему этому российский гражданин? Сожалеет о случившемся? Напротив, доволен? Равнодушен? Вот наш диалог на животрепещущую тему без купюр и без обхода так называемых «острых вопросов»…

Ульяновск * * *
– Вячеслав Валентинович, вот ты лично – как гражданин России, воспринимаешь сегодняшнее состояние отношения между Россией и Белоруссией?
– С печалью, так могу сказать. Только-только радовались: и границы по пути в Белую Русь нет, и таможенные заморочки вроде бы начали снимать (а это означает оживление производственно-экономических связей, создание общих производств и так далее) — и на тебе: раздрай, взаимные счета, чуть ли не вражда… Оно нам, народу российскому и белорусскому, надо?
– Ты воспринимаешь Белоруссию как стороннее государство – или это часть твоей родной территории? Проще: часть твоего жизненного пространства?
– Жизненное пространство? Соседнее государство? Да это просто моя родная страна. Я это ощущаю на биологическом уровне. У белоруссов нелады — мне не по себе. О них что-то получилось — я радуюсь. Вот такое ощущение у меня.
– Может, твоя точка зрения обусловлена, скажем так, особенностями личной биографии? Насколько я знаю, у тебя немало в Белоруссии не только друзей – но и родственников? Личная мотивация ведь не всегда бывает объективно-нейтральной.
– Если уж говорить о моей биографии…Мои предки жили в Западной Белоруссии.,Брат моего прадеда работал управляющим у помещика. И он моего прадеда устроил на работу к себе лесником в барском лесу. Моя прабабушка католическая белоруска была известной травницей, прожила она более 100 лет. Последнюю войну пережила благополучно- места были такие глухие, что она ни одного живого немца за всю войну так и не видела. Своим детям – двоим сыновьям и двоим дочерям супруни дали гимназическое образование. Мой дед Александр после окончания гимназии работал учителем в деревенской школе, там же он нашел мою бабушку Олимпиаду Антоновну, родили они двоих сыновей и дочь, в том числе моего отца Валентина. В 1916 году на фронте мой дед, будучи младшим офицером, вступил в компартию, воевал в Красной армии с поляками, но в 1919 году вместе со вторым сыном они умерли от испанки.
А жизнь моего отца и моя жизнь сложилась таким образом, что моей малой родиной стал город Азов, где я родился, и станица Елизоветинская – родина моих предков по линии моей матери. Случилось так, что отец после окончания учебных заведений был направлен в 1935 году наркоматом легкой промышленности в город Азов, где тогда строилась фабрика. Встретил мою маму и потом перевез мою бабушку из Белоруссии со всей семьей и родственниками. Таким образом, маленькая Белоруссия основалась в Азове.
Сегодня в Белоруссии проживают поколения моих родственников . Работают в различных городах Белоруссии, во всех областях деятельности – в промышленности, сельском хозяйстве. Да, отношения с Белоруссией складываются сегодня не так как хотелось бы. Вместо конкретных действий= часто лишь « протоколы о намерениях». Вот вспоминается: вынашивалась идея обмена гастролями ульяновского театра и русского драмтеатра Минска. Много говорится ныне о том, что Ульяновск- культурная столица стран СНГ. И деньги оказывается есть.А почему бы я не организовать все же гастроли белорусского театра?. Вот и будет не формальное, а реальное сближение культур двух братских народов.
Организовать бы и обмен студентами . Правда ,социальная политика Белоруссии весьма отличается от российской. Наши студенты все чаще надо учиться на платной основе, а в республике Белоруссии сохраняется принцип бесплатного образования и здравоохранения.
Спросите ульяновцев, как они относятся к Белоруссии и к белорусскому народу? Уверен, что большинство ответят, что как к родственникам. У большинства белорусов к нам- аналогичное отношение. Недоразумения уйдут- как только из политической среды уйдут организаторы и вдохновители недопустимых в отношении братских народов проявлений.
Да у меня много в Белоруссии и друзей и родственников. Но не только кровное родство обусловливает мою приязнь к Белоруссии. Тут многое сплелось: и профессиональная деятельность (я занимался в числе весьма дееспособного коллектива вопросами автоматизации управления Вооруженными силами СССР) — и мы получали по кооперации много аппаратуры от белорусских производителей. Естественно, я просто люблю белоруссов — за многие их человеческие качества — за деловитость, за вдумчивое спокойствие, за мудрую терпеливость, наконец. Согласись, что это весьма ценные человеческие качества. Во всяком случае они мне очень близки и дороги…
– Что тебя более всего огорчает в неладах между Россией и Белоруссией?
– Мне, как человеку, который всю жизнь трудился над разработкой и внедрением сложных технических систем (скажу так), наиболее близко и адекватно понятие системы (академик Вернадский) . Вот, скажем: система – это бочка. Бочка состоит из досок – клёпок. Так вот, уровень воды, который можно налить в бочку определяется самой короткой клёпкой. Это определение системы мне кажется, наиболее точно подходит не только к техническим схемам, но и к таким системам как государства, их взаимоотношения. Не может быть так, что если вот эта клепка кого-то устраивает, а эта — нет — то при этом можно заполнить бочку дополна… Так не бывает. Все клепки должны быть равновелики.
– Что-то мудрено для моего восприятия…
– Да что тут мудреного? Вот наши государственные мужи все время выискивают и вытаскивают на свет божий некие разногласия между двумя странами. Думаю, они есть, без них даже в семье не обходится. Но ведь на то и содержат народы своих правителей, чтобы они, скажу так, клепки-то вы-рав-ни-ва -ли. И тогда бочка будет медленно — но верно наполняться..
Я не верю, что с помощью дипломатии, с помощью бизнес сообщества, интеллигенции двух стран нельзя «устаканить «отношения России и Белорусии. Жили веками вместе, ладили и дружили — а тут на тебе: разлад! Постараться надо, чтобы этот разлад устранить, свести к минимуму — а не раздувать непонимание. Народы-то близки, зачем резать по живому?
– Страна наша была единой не один десяток лет. Когда я бываю в Белоруссии совсем не чувствую себя там иностранцем.
Давай зададимся вопросом: почему Европейский Союз интегрируется, а мы разваливаем нашу дружбу? Почему союз Белоруссия-Россия не стал (будем по старому говорить) образцово-показательным? Ведь пока еще наши связи – транспортные, энергетические, родственные не заглохли. Многого не понимаю. Вот как-то Путин предложил Белоруссии войти в состав РФ отдельными областями на правах субъектов федерации. Я когда услышал… Я думаю, что на таких основах не строятся не европейский союз, ни союз государств бывшего Советского Союза.
– А каковы твои сугубо личные впечатления от Белорусии и белорусов?
– Ещё в 70- 80 годах на НПО “Марс” на котором я тогда работал, поступала аппаратура от предприятий Минска, Бреста и других городов . Мы как-то послали машину за аппаратурой. Наши товарищи вернулись и стали рассказывать удивительные вещи. Вот ,скажем, их останавливает ГАИ на окраине города Минска.
“Куда вы едете, на какое предприятие, были ли в Минске? Не были? Тогда вам надо проехать так-то – там-то свернуть, там повернуть». Сплошная любезность. Приехали наши товарищи на предприятие – время уже к вечеру. Куда ж им деваться – в машине ночевать? На заводе поставили машину на территории. Говорят: «Вот общежитие, там вам заказаны места». Они были удивлены такой заботой. Я сам убедился: какое-то мягкое отношение друг к другу, к людям, даже посторонним.
Понравилось мне тонкое решение транспортной проблемы. У нас во многих областях, в том числе и в Ульяновске прошёл так называемый процесс “газелизации”. Да, «газели» в определённый момент спасли ситуацию. Но это не лучший способ решения проблемы. Белорусы же заключили соответствующее соглашение с компанией “Фольксваген” и договорились так. Из Германии приходит двигатель и коробка передач – всё остальное делается на белорусских заводах. А расчёт идет натурой. Республика Беларусь поставляет Германии готовые изделия. Мне кажется это пример участия государства в решении такой проблемы как транспортная вызывает уважение. Цены за проезд везде одинаковые. Неважно где вы едете: в метро, маршрутном такси, автобусе, трамвае. Удобно.
В Белоруссии мне понравилось, что во всех продовольственных магазинах есть отделы, где можно наскоро перекусить. Мне это здорово помогало. Там чай, кофе, горячие пирожки, печенье – достаточно широкий ассортимент.
Мне было приятно, что в Минске продаются изделия нашей Ульяновской области. Продавались костюмы нашего швейного объединения “Русь”. Меня поразило в универмаге (потом, когда я разговаривал с родственниками, они мне объяснили) политика государственной защиты производителя достаточно тонкая. Если товар производится на современном уровне — то есть отвечает всем современным требованиям (стиральная машина, холодильник), то западных аналогов практически нет. Свою продукцию они защищают, таким образом, достаточно хорошо.
Хочу высказать свои соображения по двум пунктам.
Первое. У нас было столкновение экономических интересов,связанных с поставкой нефти. Белоруссия, которая в рамках СССР обладала мощными нефтеперерабатывающими и достаточно современными заводами, она эту поставленную нефть перерабатывала и поставляла её на внутренний рынок и естественно на запад. РФ увидела, что Белоруссия слишком много зарабатывает на переработке российской нефти. Я это понять не могу. Это проявление зависти? Ну, ребята, и в РФ наладьте такое же производство, и не будет здесь ни какого вопроса.
Конечно, союз Белоруссии и России никто не отменял, но он какой-то странный этот союз получается. Уже сколько лет бьёмся по этой проблеме, а создание эффективного союза так и не произошло. Многие вопросы чисто человеческие решены. Это вопросы, связанные с учёбой и пенсионным обеспечением и проживанием. Белорусы имеют право приехать в Россию и проживать в ней и наоборот. Вопросы на уровне государства, там, где проблема касается экономических интересов, тут достаточно много сложностей. Но если РФ действительно заинтересована в интеграции на постсоветском пространстве, то эти сложности надо решать….
Отношения с Республикой Беларусь, на мой взгляд, должны быть привлекательным примером для остальных. Сейчас же все получается с точностью наоборот.
Второе. Сельское хозяйство в Белорусии. Оно ориентировано на применение самых современных технологий. Дает впечатляющие результаты. Продавая свои комбайны и трактора почти в сорок стран мира, закупают прочую современную сельхозтехнику. Закупают удобрения, внедряют современные технологии. Это позволяет получать 60 центнеров с гектара зерновых.
Программа строительства агрогородков. Это комплексная программа, суть её состоит в следующем. Строится агрогородок в котором все современные коммуникации присутствуют. Начиная от дорог, света, телефона, интернета и так далее. Строятся они в доступности по шоссе в 20 минутах езды на автомобиле. Это позволяет равномерно распределить производства и жителей, причём меры предпринимаются какие: один ребёнок родился – государство погашает 25% стоимости, второй – 50%, третий – все 100% стоимости жилья. То есть государство выдаёт коттедж со всеми удобствами рассчитанный на семью. Эта система привлечения и высокие технологии, требования к уровню самих работников (должны обладать достаточно высокой квалификацией). Животноводческая ферма: каждая корова с компьютером ходит на шее, персонально за каждой учёт, 8 тысяч литров молока в год! Все механизировано. Итог: переизбыток рабочей силы при высокой производительности труда. Такой комплексный и системный подход вызывает уважение.
Давайте работать как в Белоруссии – конкурировать, соревноваться, кто больше произведёт продукции высокого качества по приемлемым ценам и так далее. Давайте брать пример положительный и внедрять в свою жизнь.
Вообще говоря, нам есть чему поучиться у белорусов — а им, думаю, у нас. Так вот, вместо того, чтобы познавать друг друга,перенимать то дельное и доброе, что есть у нас и у них, начинается какое-то неразумное «перетягивание каната». И хочется спросить: а толк-то от этого «состязания» какой? Что в сухом остатке будет?И ведь такие вопросы не только в моей голове возникают…
– Как ты полагаешь охлаждение наших отношений – это навсегда? Или это временное недоразумение? И что надо делать, дабы эти недоразумения как можно быстрее ушли за горизонт?
– Как говорил царь Соломон, все проходит. Верю, что пройдет и эта пасмурная полоса. Народ это понимает. Думаю, поймут в конце-концов и в «верхах».
– А что надо делать- я уже , вроде, сказал…