В эти дни в Ульяновске проходит Международный культурный конгресс. Назвали его пафосно – “Культура как ресурс модернизации”. Ждали много гостей со всего света – и общественных деятелей, и политиков. Многие не приехали. Во-первых, потому что президент Медведев, который обещал заглянуть, на конгрессе не появился. Во-вторых, и сам президент, которому, как мы на днях узнали, надоело быть президентом, уже мало кому сегодня интересен. Даже Церетели удачно опоздал на поезд и тоже не приехал.

В общем, я Церетели и многих других, кто не приехал заниматься “культурной модернизацией”, прекрасно понимаю. Я бы тоже не поехал. Проводить в Ульяновске культурный конгресс международного уровня – это как играть на баяне во время похорон.

Этот конгресс, придуманный, на мой взгляд, местным чиновничеством либо для очередного распила денег, либо для тусовки с первыми лицами государства, никакого отношения к культуре не имеет. Хотя бы потому, что жителям региона, которые как налогоплательщики оплатили это действо, он не принес ничего, кроме лишней головной боли.

За два дня я услышал много разного от людей, имеющих то или иное отношение к организации конгресса. Например, то, что рядовые граждане на львиную долю мероприятий попасть не могли. Моя коллега рассказала, что хотела пригласить на “круглый стол” друзей, а ей популярно объяснили – вы что, с ума сошли, вас-то мы еще как-нибудь с журналистской аккредитацией пропустим, но о знакомых забудьте.

Или другой пример. Сегодня вечером в Ульяновске должна состояться российская премьера нашумевшего фильма Александра Сокурова “Фауст”. Оказалось, что простым смертным попасть на показ – задача почти невыполнимая. Местная чиновница мне лично заявила, что “для простых пригласительных нет”. Наверное, это тот редкий случай, когда “простым” быть выгодно – неужели Они всерьез считают, что порядочный человек горит желанием сидеть с ними в соседних креслах? С Ними, которые будут всячески стараться не уснуть и мечтать о буфете. С Ними, кому главное – потусоваться (“Вот мне вчера Сокуров сказал…”). Правда, и тут вышла неувязка – организаторы действа в пригласительных билетах умудрились исказить фамилию режиссера – приглашали на встречу с “заслуженным деятелем искусств А.Н.САкуровым”. Именно так – через “А”. Культуру ее ведь не спрячешь.

О том, что Ульяновск – культурная столица, у въезда в город извещает специальный транспарант. Вслед за ним – другая растяжка, про “пиво с мужским характером”. Господа, какая культурная столица, где работники сферы культуры влачат жалкое существование, экономят на проезде и обедах! Где губернатор радостно поддерживает чей-то феерический бред о том, что Ульяновск – родина Колобка, и едва не едет вручать этого Колобка премьер-министру. Где власти в преддверии 200-летия земляка ульяновцев Ивана Гончарова разрешают вырубить сквер имени легендарного писателя. Где областная филармония почти сползла в Волгу. Где предпочитают вкладывать деньги в торговые центры, а не в музеи.

Мне кажется, что многие достойные и очень уважаемые люди даже не подозревают о том, что оказались втянутыми в этот фарс. Не думаю, что им приятно узнать, как “фильтровали” публику. За два дня я действительно услышал немало историй о том, как люди безуспешно пытались попасть на концерт или спектакль в рамках конгресса.

Господа, объясните, наконец, мне, темному, для кого вы тратили миллионы, организовывая это представление? Для кого вы спешно затягивали цветными полотнищами облупившиеся стены зданий и меняли бордюры? Для тех, кто приедет, посмотрит на стены-муляжи и новые бордюры и выдохнет – да-а-а, это культурная столица? Или чтобы культурно выглядеть на телевизионной картинке?

В преддверии конгресса один местный телеканал меня приглашал на ток-шоу. Я отказался, не пошел. Не пошел потому, что тема ток-шоу мне показалась несуразной: “Нужна ли молодежи культура?”. Что за глупость, подумал я тогда, спросили бы еще, нужен ли молодежи воздух. А вот организаторы пафосного конгресса, по всей видимости, решили, что культура не нужна – причем не только молодежи, но и остальному населению, “простым”. Им приглашения не вручают. На заводе, чай, можно и без конгрессов работать.

Я не перестаю удивляться, как можно, оказывается, осквернить любую, даже самую здравую идею. Зураб Константинович, очень правильно, что вы опоздали на поезд. Честное слово!