Широкий резонанс получил разгон сотрудниками полиции пикета Политической коалиции Ульяновской области 26 сентября у здания Ленинского мемориала.
По версии организаторов акции протеста, мэрия была уведомлена о пикете в соответствии с законом, потому действия сотрудников правоохранительных органов шли явно с превышением своих полномочий, с применением грубой физической силы один из участников по-прежнему находится в больнице. В минувшую среду общественное движение «За достойную жизнь» организовало пресс-конференцию, на которую были приглашены обе стороны конфликта, представители прокуратуры, следственного комитета, уполномоченный по правам человека Ульяновской области. В итоге на приглашение откликнулась лишь региональный омбудсмен Галина Эдварс.

Как уже писал «СК» в номере за вторник, в понедельник утром члены Совета политических партий и общественных организаций Политической коалиции Ульяновской области собрались у здания Ленинского мемориала, чтобы принять участие в пикете, о котором заблаговременно уведомили мэрию. Цель акции была сформулирована так: «поддержка инициатив президента по борьбе с коррупцией и модернизации политической системы». Однако едва пикетчики начали разворачиваться, как тут же появились сотрудники полиции, которые, по словам участника пикета Юрия Плужникова, «начали отбирать флаги и транспаранты», «заламывать руки и затаскивать в патрульные машины». В Ленинское РУВД были доставлены два десятка пикетчиков. Через несколько часов большинство из них отпустили без протоколов и объяснения причин задержания. Одному из организаторов пикета лидеру регионального отделения политической партии «Патриоты России» Владимиру Аладину в РУВД стало плохо.

Прибывшая бригада «Скорой помощи» зафиксировала давление 200 на 120 и настояла на госпитализации задержанного.

Однако вместо этого его в сопровождении двух патрульных машин повезли в Ленинский мировой суд. Сославшись на плохое самочувствие, Аладин отказался подниматься в здание суда, в результате полицейские несколько часов держали его в машине.

Вновь прибывшая «Скорая» зафиксировала критический уровень давления – 240 на 120, – судья приняла решение перенести заседание, и только после этого сотрудники ППС согласились отпустить задержанного.

Владимир Аладин был тут же госпитализирован, в больнице он находится до сих пор.

– Аладин поступил в приемное отделение в критическом состоянии. Имела место реальная угроза жизни пациента, – рассказал на пресс-конференции главный врач областной больницы №2, депутат Законодательного Собрания области Алексей Куринный. – Давление 240 на 120 является для человека предельным, это основной фактор возникновения таких опасных заболеваний, как инфаркт миокарда, инсульт. Я воздержусь от политических оценок произошедшего, однако отмечу как врач: действия сотрудников полиции в отношении задержанного были совершенно недопустимыми.

Но насколько законными были действия сотрудников полиции с самого начала, при разгоне пикета? Почему последовала такая реакция от людей в погонах, ведь все предыдущие пикеты проходили достаточно мирно?

– Известно, что в здании Мемориала в это же время стартовал так называемый культурный конгресс, и властям не хотелось, чтобы его гости видели протестующих. Но организаторы полностью выполнили требование закона, уведомив мэрию о проведении пикета. А вот полицейские своими действиями, напротив, нарушили, как минимум, три положения Конституции РФ: право свободно распространять информацию, если она не носит экстремистский характер, право на участие в мирных акциях протеста, а также право на защиту своей жизни и здоровья, – заявил депутат ЗСО Александр Кругликов. – Во вторник ко мне подошел один из высокопоставленных чиновников областного правительства и рассказал, что пикет был разогнан по требованию Федеральной службы охраны. Теперь они при крываются президентом!

Региональный лидер партии «Яблоко» Николай Кислицин отметил, что факты превышения правоохранительными органами своих полномочий происходят регулярно и только немногие из них предаются огласке.

«В таких случаях не проводится расследований, не выносится правовых оценок произошедшему. Причем к самим людям в погонах трудно предъявить претензии – все они являются сотрудниками полицейского органа, который совершает преступления фактически по указанию власти, это заложники порочной системы», – сказал он.

Галина Эдварс, в свою очередь, признала, что действия сотрудников полиции «вызывают возмущение». Но в то же время, видимо, стараясь как-то оправдать действия властей, попыталась выяснить, почему организаторам и властям не удалось найти компромисс до начала акции протеста и, скажем, «провести пикет у старого вокзала». На это член движения «За достойную жизнь» Евгений Лытяков заметил, что площадь у старого вокзала является настолько безлюдным местом, что «митинговать там можно разве что перед воробьями».

Далее в дискуссию вступил сопредседатель движения «За достойную жизнь» Исаак Гринберг.

– Компромисс с властью, не пожелавшей видеть протестующих у Мемцентра, в данном случае едва ли был возможен. Закон же нужно выполнять в любом случае, и он – на стороне участников пикета. Если Вы видите явное нарушение прав человека, почему не реагируете? – обратился Гринберг к Эдварс. – Движение «За достойную жизнь» намерено инициировать тщательное расследование этого дикого инцидента и добиться наказания виновных. Для этого мы будем добиваться приема у министра внутренних дел Рашида Нургалиева, генерального прокурора Юрия Чайки и даже президента России Дмитрия Медведева.

Дмитрий Минаев