После каждого авиаинцидента власть сыплет филиппиками в адрес отечественных самолетов и авиакомпаний. Катастрофа «ЯК-42» с хоккейной командой «Локомотив» под Ярославлем, произошедшая 7 сентября, не стала исключением. Президент Дмитрий Медведев заявил по ее следам, что необходимо закупать импортную технику даже в ущерб поддержке отечественного самолетостроения. Безопасность наших граждан, дескать, дороже. Примерно те же слова звучали и после падения «ТУ-134» под Петрозаводском в июне, унесшего жизни 47 человек.
Но вот опубликованы результаты расследования петрозаводской трагедии самолет был полностью исправен, причиной же ЧП стали ошибки экипажа, один из членов которого был в состоянии опьянения. Не обнаружены неисправности, по предварительным данным, и в «ЯК-42», упавшем под Ярославлем. Все системы лайнера работали в штатном режиме вплоть до столкновения с землей.
И выходит, что руководители нашего государства, посылая проклятия отечественным самолетам, клевещут на них. Да и вообще те заявления выглядят дико. Вопервых, потому что звучат из уст первых лиц, что невозможно представить больше нигде. Двести с лишним человек погибли несколько лет назад, когда аэробус «А320» французских авиалиний упал в Атлантический океан, но ни президент Франции Николя Саркози, ни другие чиновники не сказали и слова худого о самолете, производство которого ведется в том числе и на заводах Франции. Как не было негативных отзывов и со стороны американских властей относительно качества авиалайнеров «Боинг», один из которых разбился в 2007 году под Пермью, оборвав 88 жизней. И тогда причиной катастрофы был так называемый человеческий фактор.
Ошибки экипажа привели и к падению «ТУ-154» под Смоленском, когда погибли президент Польши Лех Качиньский и другие члены польского руководства.
Во-вторых, эти заявления выглядят дико еще и потому, что делают их наши господа задолго до окончания расследования катастроф, и не извиняются, когда вины техники проверяющие не находят. Практически во всех случаях подозрения с самолетов были сняты. Отечественная техника, может, и уступает западной по экономичности и комфорту, но не по надежности. Ни один «Боинг» или «Аэрбас» не прослужит 30-40 лет, как это имеет место с нашими самолетами. И не дискредитировать бы их руководству России надо, а всячески поддерживать авиазаводы. Вбухивать триллионы рублей не в скоростные трассы «Москва – Питер», добиваясь, чтобы чиновники успевали за один день побывать у любовницы в одном из этих городов и вернуться к вечеру к жене в другой, но облегчать жизнь тем, кто в дороге не пятьсемь часов, а пять-семь суток. Пока же происходит обратное – целенаправленное уничтожение самолетостроения и отрасли в целом.
Началось уничтожение в 90-е годы, когда государство сбросило на регионы аэровокзалы и аэродромы вместе со всем их оборудованием, включая то, что обеспечивает безопасность полетов. Первыми погибли авиаперевозки между сельскими районами и областными центрами.
Потом – между регионами. Тем временем тогдашний глава Аэрофлота и по совместительству зять Ельцина господин Окулов повел наступление на авиазаводы, отрезая их от финансирования и направляя деньги на закупку бывших в употреблении «Боингов» и «Аэрбасов». Сейчас Окулов занимает кресло заместителя министра транспорта, курирует гражданскую авиацию и продолжает разрушение инфраструктуры, нацелившись теперь на ликвидацию малых авиакомпаний, что оставит без авиасообщения уже и те территории, где самолет – единственный вид транспорта. В частности, Сибирь и Дальний Восток.
Российским властям, на мой взгляд, пора бы определиться, что им нужно. Если нужны только Москва и Санкт-Петербург, то пусть оставят их себе, а остальную Россию передадут другому, более рачительному, хозяину. Например, Евросоюзу или тем же США, которым отдали в XIX веке Аляску, после чего она, одинаковая по природным условиям с нашей Чукоткой, стала процветающим краем. Малонаселенным, но процветающим.
Василий Мельник