Последствия авиакатастрофы «ЯК-40» с хоккеистами «Локомотива», произошедшей 7 сентября под Ярославлем, докатились и до Ульяновска. Решением Росавиации аннулирован сертификат эксплуатанта – Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (УВАУ ГА). По мнению экспертов, курс, взятый руководством страны на ликвидацию мелких авиаперевозчиков, грозит оставить многие регионы без авиатранспорта, а также похоронить саму идею возрождения региональной авиации.

Как рассказали в самом училище, до настоящего времени УВАУ ГА располагал двумя самолетами «ТУ-154» и одним «ЯК-40», доставшимися училищу от предшественника – Центра ГА СЭВ. Разрешение на их эксплуатацию училище получило еще в 1993 году. До сентября два из них («ТУ-154» и «ЯК-40», второй «ТУ-154» нуждается в ремонте) эксплуатировались на чартерных рейсах. В частности, время от времени на «ЯК-40» летали ульяновские хоккейная и футбольная команды «Волга».

«В свете новых требований руководства страны к авиаперевозчикам мы приняли решение прекратить коммерческие воздушные перевозки, о чем в заявлении уведомили Росавиацию», – пояснил представитель УВАУ ГА. По некоторым данным, самолеты будут переданы в аренду одной из крупных авиакомпаний.

Минтранс озвучил новые правила для авиаперевозчиков: с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти самолетов с количеством мест более 50 и с 2013 года – не менее 20 самолетов. Подготовлены и ужесточения Федеральных авиационных правил, которые вступят в силу с 2012 года: работать на трех маршрутах смогут лишь авиакомпании с пятью самолетами, летать более чем в три пункта – с десятью однотипными самолетами вместимостью более 50 посадочных мест. Кроме того, с 1 января будет запрещена эксплуатация лайнеров без систем контроля сближения с землей и предотвращения столкновения в воздухе. Установка такого оборудования на старые самолеты нецелесообразна, поэтому из эксплуатации будет выведена почти треть российских машин – около 200 «ТУ134», «ТУ-154Б», «АН-26», «АН-24», «ЯК-40» и «ЯК-42», пишет журнал «Коммерсантъ-Власть».

Ужесточение правил для мелких авиакомпаний самым негативным образом отразится на авиаперевозках, и прежде всего – региональных, считают эксперты. «Ближнемагистральные рейсы невыгодны крупным фирмам, и до сих пор основная их доля приходилась на небольших перевозчиков с парком до пяти машин, как правило, советского производства. Именно такие компании и попадут под запрет, – считает генеральный директор ОАО «Аэропорт Ульяновск» Сергей Наконечный. – В таких условиях станет невозможным развивать и межрегиональные авиаперевозки – крупные игроки на этот рынок не пойдут. Конкретно от аннулирования сертификата эксплуатанта для УВАУ ГА пострадают главные ульяновские футбольные и хоккейные команды. Отныне им придется заказывать чартеры из других регионов, а это неудобно и значительно дороже».
Вадим Пилюков