«Неужели вы считаете то, что видите, произведением искусства?» вопрос на постере на одной из ульяновских остановок. Это – одна из работ проекта «Улица, как музей. Музей, как улица», привезенного в наш город самарскими художниками Нелей и Романом Коржовыми.

На двадцати остановках города рядом с рекламными плакатами появились постеры, которые могут вызвать у одних недоумение, у вторых раздражение, у третьих – улыбку, у четвертых… Как часто бывает в искусстве, однозначной реакции на них ждать не приходится. На части работ в ожидании маршрутки прохожий прочтет вопросы о том, считать ли их искусством. Таким образом автор этих плакатов Юрий Альберт призывает не столько «смотреть» на искусство, сколько «думать» о нем, поясняют кураторы проекта. Однако он не единственный актуальный художник, участник проекта. В рамках этого фестиваля визуального искусства представлены 35 художников из России и других стран мира.

Еще два десятка работ расположены в выставочном зале Дворца книги. Своим появлением они сами сделали зал похожим на улицу: их поместили в некое подобие билборда и включили запись со звуками улицы. Работы не похожи друг на друга. Здесь и юмор, и сарказм, и грусть, и социальный протест. То бородатые мужики с топорами, хлебомсолью и надписью «NATO.

WELCOME», то элегантный красавчик, утверждающий: «Мой больше, чем твой», то смытый дождем ли, временем ли нежный образ танцовщицы.

Выбирая, какие работы могут быть показаны на улице, а какие – в библиотеке, кураторы порой руководствовались самоцензурой.

– Своим проектом мы хотели создать прецедент искусства: вызвать удивление у прохожего, не ожидающего встречи с искусством на улице, – говорит Неля Коржова.

Роман добавляет, что здесь искусством является не сам постер, а момент «встречи» его и зрителя: «Третьяковская галерея показывает работы из своей коллекции на улицах Москвы, в Ульяновске на улице мы видим постеры с картинами Пластова. Но это – образовательные проекты. Наш проект создает определенную ситуацию искусства, с его помощью мы как бы спрашиваем: «Что такое искусство?». А феномен искусства заключается в некоем невербальном ощущении от него.

Та вещь, которую можно объяснить от начала до конца – банальна. А в искусстве есть зазор, который остается необъяснимым. Определение искусства состоит в попытке понять, что послужило толчком для создания произведения, что вдохновило автора».

Ульяновская художница Татьяна Горшунова назвала увиденное «другим искусством». Кураторы согласны с этим определением, поскольку оно имеет другой язык и другие измерения. «Для среднестатистического человека искусство – это картина в раме, висящая на стене и лучше всего в музее. А все остальное – странное и непонятное. Но существуют и другие языки искусства. И язык актуальных художников очень живой, он мгновенно всасывается в повседневность и, с другой стороны, способен вобрать в себя реальность и трансформировать ее», – поясняет Роман.

В своем родном городе, Самаре, Коржовы осуществляли проект «Улица, как музей. Музей, как улица» беспрерывно в течение двух лет. За это время они несколько раз пытались выяснить у прохожих, нравятся ли им произведения искусства на остановках, могут ли они объяснить, что имел в виду автор. По словам Романа, каждый раз в ответ они получали нечто невнятное: «Я думаю, когда ты видишь картинку на остановке и она тебе нравится, то возникает некий интимный процесс. И когда тебя извне спрашивают о ней, это приводит тебя в замешательство».

Проект «проживет» в Ульяновске до конца ноября. Наблюдательный прохожий в ожидании транспорта сумеет отличить или хотя бы заметить, что часть плакатов за оргстеклом не имеет отношения к рекламе или политической пропаганде. И это будет тот самый «момент искусства». К слову, одна из двадцати остановок с постерами актуальных художников находится аккурат напротив Дома Гончарова.

Анна Михайлова