Позавчера в заключение очередного дня заседания в Ульяновске «ГИС-ассоциации» приглашенные гости высказывали своё мнение по нашумевшему проекту 3D ГИС области. Высказывали мнение по большей части очень жестко, причём настолько, что модератору приходилось постоянно вмешиваться, чтобы как то уменьшить градус негатива. Помимо известных с самого начала проблем, о которых мы неоднократно писали, были обозначены и новые. Одна из основных – несоответствие проекта существующей нормативной базе. Общий вывод простой – использовать в существующем варианте проект практически невозможно, даже если предположить, что он будет доделан в точном соответствии с техническим заданием. Вывод этот прозвучал сразу от нескольких высокопоставленных участников заседания и пока не носит официального характера. Необходимой бюрократической значимостью он обрастёт несколько позже – официальные итоги будут подведены 20 октября. Не сомневаемся, что те «подводные камни», на которые мы указывали с самого начала, в том числе и на официальной приемке второго этапа разработки, будут отображены и в итоговом экспертном заключении.

Для тех, кто не следил за эпопеей, кратко напомним о чем речь. Во-первых, до сих пор нет никакой ясности с точностью картоосновы. Достаточна она для задач всех заинтересованных в работе проекта учреждений – большой вопрос. Росреестр, роскартография и МЧС, по крайней мере, высказывают серьёзные сомнения. Причина – в использованной модели рельефа, исходя из которой выбрали для итоговой карты далеко не самый большой масштаб. Стоит отметить, что картооснова – это «сердце» подобных систем, её ключевое звено. Изначальную ошибку исправить крайне трудно, на нынешнем этапе, скорее всего, даже невозможно.

Во-вторых, нет вообще никакой ясности с регламентом обмена данными, которыми планируется наполнять ГИС. Работа в этом направлении лишь ведётся, но никакой конкретики нет вообще. Как и по какому алгоритму заинтересованные лица и организации смогут использовать ГИС? Ответа нет. Более того, и быть не может – так как целенаправленной работы в этом направлении в части ГИС попросту не велось.

В-третьих, непонятно будет ли реализован на базе ГИС портал с возможностью использования данных через API. Этот вопрос поднимался на всех без исключения совещаниях, но воз, как говорится, и ныне там. Разработчики кивают на ГУП «Электронный Ульяновск», ГУП – на разработчиков… Общая идея при этом проста. Специалисты компании-разработчика открыто говорят «это не было заложено в проект, дайте ещё денег». Заказчики, по-видимому, придерживаются тактики выжидания. Неудивительно – на фоне других откровенных ляпов наличие или отсутствие портала – дело действительно второе. Это как делить шкуру неубитого медведя.

В-четвертых, непонятен правовой статус ГИС. Что это? Официальная картооснова, которую могут использовать в своей работе соответствующие службы, «красивый мультик», как заявил один из участников «ГИС-ассоциации», сервис для всеобщего пользования, приложение? Ответа нет, равно как и нет, как мы поняли, соответствующей нормативной базы.

И это только основные моменты, которые понятны людям, которые не сильно «в теме». Если же продолжить список, используя профессиональные знания, то таких «в-четвертых» и «в-пятых» будет не один десяток. Получается, что министерство IT буквально «село в лужу» с проектом?

А вот тут не всё однозначно. Формальная сторона, на самом деле, на высоте – проект действительно делается, с соблюдением сроков, с полным соответствием техническому заданию, существует более-менее прозрачная финансовая отчетность, разработчики открыты для обсуждения. Претензий, как говорится, к пуговицам нет. Все проблемы сводятся к техническому заданию, которое, увы, оказалось совершенно бездарным.

Зная про описанные выше проблемы, можно сделать простой вывод – при составлении технического задания попросту не привлекались эксперты серьёзного уровня. Их привлекли позже, «махать после драки кулаками». Естественно, тут же нашлись и конспирологи, которые нашли в этом факте коррупционную составляющую, попытки «запудрить мозги» и т.д. На наш же взгляд всё намного проще – при составлении технического задания попросту не были четко прописаны фундаментальные цели проекта.

По сути, речь идёт о вопросе нужности или ненужности 3D ГИС системы как таковой, а если нужности, то для кого? И вот тут мы и выходим на фундаментальные вещи, связанные с IT – стратегией области.

В очередной раз мы столкнулись с непониманием со стороны чиновников фундаментальных целей и задач министерства IT. Чаще всего министерство выступает заказчиком, строя отношения по схеме «заказчик-исполнитель», причём делая упор на автоматизацию государственного управления и на обеспечение доступа населения к государственным услугам в электронном виде. Задача, без сомнений, благородная, но зачем для её реализации целое министерство, единственное, между прочим, в России? Для решения таких чисто государственных и вполне точечных задач вполне хватило бы автономного учреждения или, на худой конец, департамента. Министерство же по определению должно заниматься гораздо более фундаментальными и стратегическими вещами, нежели выступать заказчиком проектов. Создавать условия для их реализации – да, фундаментальную базу – да, выступать идеологом в IT стратегии – да, но никак не опускаться до проектного уровня.

До этого уровня вполне можно было бы опуститься в том случае, если вся базовая часть создана, развита и работает. Но где она? Где системная стратегия, где вложения в инфраструктуру, в те же серверные кластеры, где выработка форматов взаимодействия и работы с информацией? Этого нет, есть лишь работа по развитию государственных услуги, функция «единого заказчика» для разнообразных IT проектов автоматизации перекладывания бумажек. Эти задачи худо-бедно реализуются, с проблемами, с косяками, с переплатами… Иначе и быть не может – каждый должен заниматься своим делом. Министерство должно быть идеологом, стратегом, а не аналогом бизнесмена, заказывающего мелкий сайт – «и чтобы телефончик покрупнее».

Именно на эти грабли и наступили при старте мега-проекта 3D ГИС, опустившись до уровня отношений «заказчик-исполнитель» и, само собой, забыв о фундаментальных вещах. Государственная машина попросту сама себя удовлетворила – заказала сама для себя очередной проект. Как всегда не задумавшись о других, а точнее – о фундаментальных задачах. Если говорить об инфраструктуре пространственных данных, то такая задача видится только одна – дать области и всем желающим для свободного использования вменяемую и очень точную картооснову с открытым сервисом геолокации. Это было бы действительно шагом вперед, возможностью для рывка области в определенном сегменте. Речь не только об IT и развитии сервисов на основе новой картоосновы, но и о долгожданной унификации карт разнообразных государственных учреждений, работающих с подобной информацией. Получилось же иначе – чиновники опять заказали для себя очередную «автоматизацию». Причём заказали не слишком грамотно, допустив кучу откровенных ляпов даже при создании концепции технического задания и определении целей проекта. Созывать для решения этих задач серьёзное экспертное сообщество, естественно, было бы зазорно. Понадеялись, большей частью, на себя…

В понедельник руководитель одной из ульяновских IT-компаний Александр Ушаков в очередной раз поднял эту проблему, придя на приём к заместителю губернатора области Светлане Опенышевой. Были на встрече и мы – ничего нового и дельного там не прозвучало, но встреча имела определенный резонанс. Заинтересовавшиеся после долгого молчания работой министерства представители непонятного «IT-сообщества», как любят говорить чиновники, стали искать примеры внятной работы подобных структур в других регионах. И нашли.

Пример Казани оказался поучительным. Там к проработке фундамента подошли комплексно – взяли здание, разместили в нем серверный кластер, позвали IT-компании на условии, что часть своего времени они будут уделять работе над электронным правительством, внятно обозначили цели и задачи… И работа пошла – сегодня Татарстан в лидерах по внедрению электронных услуг. Красиво, умно и креативно, но главное – потрясающе результативно.

Причина же проста – наши соседи попросту плясали от печки, а не от блинов. Согласитесь лучше иметь печку, в которой можно постоянно готовить что душе угодно, а не груду блинов, каждый из которых первый (так как опыта у заказчика в данной теме нет) и комом. Это и есть развитие фундамента, реальное движение и реальное развитие.

В последние недели ходит много разговоров о преобразовании министерства IT в новую структуру – министерство общественных коммуникаций. Очевидно, что это преобразование окончательно убьёт на корню любые попытки движения в правильном направлении. Для Ульяновска, который вполне может носить звание «силиконовой долины», внятное министерство IT просто необходимо. Конечно, если власти настроены не только на комоватые никому не нужные блины, но и на реальные прорывы, то есть готовы строить печку.

Печку не построить без каменщиков, но специалисты давно уже предпочитают держаться от властей подальше. Невнятные попытки диалога ушли в некуда и, увы, то самое «IT-сообщество» сделало единственно верный вывод – в министерство ни ногой. Речь, конечно же, о наиболее успешных и самостоятельных компаниях и специалистах, которым не надо от министерства ничего здесь и сейчас, а нужен лишь фундамент и понимание. Понимания тогда не нашли, а фраза «IT-сообщество» сегодня выглядит уже довольно смешно.

Так что же делать? Разогнать всё к чертям собачьим и начать с нуля «общественно-коммукатировать»? Это явно путь в никуда. IT – это далеко не то, что можно вписать в рамки «общественной коммуникации». Это даже не «проекты» или сайты, а в первую очередь стратегия, регламенты и инфраструктура – именно то, что и должно по своей сути генерировать министерство.

Есть чувство, что конфуз с 3D ГИС кое-чему власти всё-таки научил. Они явно чувствуют некоторую озабоченность и беспомощность. Вменяемого диалога с IT сферой города не получается, функция заказчика трещит по швам, стратегия непонятна… Проще говоря, вообще неясно, что делать дальше. Но кое-какие выводы сделаны – сегодня «власти от IT» как никогда открыты к вменяемому диалогу. Есть и понимание, что не пользоваться имеющимся в области IT-потенциалом – попросту преступно. Не хватает одного – желания «IT-сообщества» взаимодействовать с властями, предлагать и требовать. По сути, это последний шанс добиться чего-то вразумительного до окончательной деградации IT со стороны властей до уровня электронных регистратур и сайтов знакомств. Благо, канал для диалога сейчас абсолютно прозрачен. И.о. министра информационных технологий В.И.Гаранин готов к любому вменяемому диалогу, более того – его ждёт. А это, как все понимают, не Елена Балашова, а человек, понимающий ситуацию в области досконально, в историческом ракурсе и трезво её оценивающий… Удастся ли кому- то воспользоваться последним шансом и что-то сделать реальное?